Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/901829969.htm

                      

Отнесение на себестоимость реализованной алкогольной продукции в целях налогообложения стоимости идентификационных марок качества
правомерно до 1 июня 2001 года

                      


 Вопрос:  


    Относится ли на себестоимость реализованной алкогольной продукции в целях налогообложения стоимость идентификационных марок качества до и после вступления в силу Федерального закона от 07.08.2001 N 118-ФЗ?
    
    

 Ответ:   
     

    В абзаце седьмом п.2 ст.193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ) указано, что запрещалась реализация алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации, в розничной торговле и общественном питании без маркировки федеральной и региональной специальными марками, а также с иной маркировкой. Согласно ст.18 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" данный абзац был введен в действие с 1 июня 2001 года.
    
    Однако распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.01.2001 N 65-р было разрешено реализовывать произведенную на территории Российской Федерации алкогольную продукцию, маркированную специальными и региональными идентификационными марками, впредь до введения региональных специальных марок, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2000 N 1023 "Об утверждении Правил изготовления и реализации региональных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, а также осуществления авансовых платежей по акцизам на алкогольную продукцию", но не позднее чем до 1 июля 2001 года.
    
    Таким образом, фактически Правительством Российской Федерации было продлено обращение идентификационных марок, введенных до этого субъектами Российской Федерации, на один месяц по сравнению со сроками, указанными в Законе от 05.08.2000 N 118-ФЗ. При этом установлено, что предприятия - производители алкогольной продукции не вправе маркировать алкогольную продукцию региональными идентификационными марками в том случае, если в их регионах уже введены региональные специальные марки, т.е. подразумевалась поэтапная отмена идентификационных марок.
    
    Пунктом 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.05.2001 N 747-р признано утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.01.2001 N 65-р. Таким образом, подтверждается срок ввода региональных специальных марок - 1 июня 2001 года, установленный ранее Законом от 05.08.2000 N 118-ФЗ, и срок введения запрета на реализацию алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации, в розничной торговле и общественном питании без маркировки федеральной и региональной специальными марками, а также с иной маркировкой.
    
    Соответственно отнесение на себестоимость реализованной алкогольной продукции в целях налогообложения стоимости идентификационных марок качества правомерно до 1 июня 2001 года. После этой даты включать стоимость этих марок в себестоимость продукции не следовало.
    

    Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2001 N 747-р было опубликовано в "Российской газете" только 2 июня 2001 года, что создало объективные трудности для предприятий - производителей алкогольной продукции по его применению, в том числе по маркировке алкогольной продукции исключительно федеральными и региональными специальными марками без нанесения на алкогольную продукцию идентификационных марок.
    
    Затем принимается Федеральный закон от 07.08.2001 N 118-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Согласно данному Закону из п.2 ст.193 НК РФ исключается положение о запрете реализации алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации, в розничной торговле и общественном питании без маркировки федеральной и региональной специальными марками, а также с иной маркировкой. Однако согласно ст.2 данного Закона он вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования. Закон от 07.08.2001 N 118-ФЗ был опубликован в "Российской газете" 9 августа 2001 года. Следовательно, он вступил в силу с 10 сентября 2001 года.
    
    Предприятия - производители алкогольной продукции, которые с 10 сентября 2001 года стали маркировать выпускаемую алкогольную продукцию идентификационными марками качества, вновь получили право включать их стоимость в себестоимость выпускаемой продукции, поскольку запрет на нанесение иных (помимо федеральных и региональных специальных) марок был снят, а региональные положения о необходимости маркировки алкогольной продукции идентификационными марками продолжали действовать. Предприятия-производители могли объяснить необходимость их нанесения технологическими требованиями по обеспечению качества производимой алкогольной продукции.
    
    Данное положение действовало до 30 декабря 2001 года, когда был опубликован и вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2001 N 186-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Согласно п.2 ст.12 Закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в ред. Закона от 07.01.99 N 18-ФЗ, с изм. от 29.12.2001 N 186-ФЗ) маркировка иными не предусмотренными настоящим Федеральным законом марками не допускается. В указанной редакции Закона предусмотрены федеральные специальные, региональные специальные марки для продукции, произведенной на территории Российской Федерации, и акцизные марки для импортной продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации.
    
    В соответствии со ст.2 Закона от 29.12.2001 N 186-ФЗ он вступил в силу со дня опубликования. Следовательно, с 30 декабря 2001 года предприятия - производители алкогольной продукции не вправе маркировать отгружаемую продукцию идентификационными марками и соответственно включать их стоимость в себестоимость своей продукции.

    


М.Михайлов,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
"Финансовая газета. Региональный выпуск"
N 32(405), август 2002 года



26 августа 2002 года N Э1877