Об использовании налоговыми органами при производстве по делам о налоговых
правонарушениях доказательств, полученных органами налоговой полиции в ходе оперативно-розыскных мероприятий и предварительного расследования
Вопрос:
Могут ли использоваться налоговыми органами при производстве по делам о налоговых правонарушениях доказательства, полученные органами налоговой полиции в ходе оперативно-розыскных мероприятий и предварительного расследования?
Ответ:
В ряде случаев арбитражными судами при рассмотрении дел о признании недействительными решений налоговых органов о привлечении налогоплательщиков (налоговых агентов) к налоговой ответственности доказательства, представленные органами налоговой полиции, не принимались во внимание. При этом подобный подход прослеживался в различных ситуациях:
- представление результатов оперативно-розыскной деятельности, полученных до начала проведения мероприятий налогового контроля, налоговому органу для принятия соответствующего решения (пункт 3 статьи 36 НК РФ);
- осуществление оперативно-розыскной деятельности параллельно с мероприятиями налогового контроля и использование налоговым органом результатов оперативно-розыскной деятельности при вынесении решения;
- представление налоговому органу или суду доказательств, полученных в ходе предварительного расследования.
Вместе с тем анализ ряда последних судебных актов, вынесенных Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа, позволяет считать данную позицию неокончательной. На это, в частности, указывают постановления от 18.02.2002 по делу N А56-23803/01 и от 20.03.2002 по делу N А56-21243/01. В указанных судебных актах арбитражный суд кассационной инстанции указал на то, что факт изъятия документов у налогоплательщика органом налоговой полиции в ходе оперативно-розыскных мероприятий не исключает возможности использования этих документов налоговым органом при проведении налоговой проверки, если при изъятии не было допущено требований законодательства.
Главное управление ФСНП России по Северо-Западному федеральному округу считает данный подход правильным. Анализ статьи 82 НК РФ (пункт 1) позволяет сделать вывод, что законодатель не ограничил перечень форм налогового контроля, поименованными только в указанной статье. Пункты же 3 и 4 статьи 82 НК РФ позволяют производить заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обмен соответствующими материалами. Единственным критерием недопустимости доказательств налогового правонарушения НК РФ устанавливает получение указанных доказательств в нарушение положений Конституции Российской Федерации, НК РФ, а также других федеральных законов. Юрисдикционные полномочия федеральных органов налоговой полиции, предусмотренные пунктом 2 статьи 36 НК РФ, прямо предусматривают возможность проведения оперативно-розыскных мероприятий и предварительного расследования. Ограничение доказательственной базы только материалами, полученными налоговыми органами при реализации ими своих полномочий, без учета доказательств, представляемых иными лицами, противоречит требованиям статьи 52 и 57 АПК РФ о допустимости доказательств.
Вместе с тем до формирования окончательной судебно-арбитражной практики по затронутой проблеме Главное управление ФСНП России по Северо-Западному федеральному округу рекомендует использовать доказательства, добытые в ходе оперативно-розыскных и следственных мероприятий, по их непосредственному назначению, то есть для решения задач, возложенных на федеральные органы налоговой полиции.
19 июля 2002 года N МВ99
См. письмо ГУ ФСНП России по СЗФО от 19.07.2002 N 1/1241