Договор на производство специальных региональных марок
Вопрос:
У меня следующий вопрос. Является ли договор на производство специальных региональных марок (РСМ) государственным заказом, а РСМ - продукцией для государственных нужд? После окончания срока действия договора допускается ли его пролонгация или необходимо провести новый конкурс? Какой юридический орган может или должен дать указание (разъяснение) администрациям регионов России по необходимости проведения новых конкурсных торгов после истечения срока действия заключенных в мае-июне 2001года договоров? Существуют ли максимальный и минимальный сроки, на которые могут заключаться такие договоры? И последний вопрос. Если производство РСМ не подпадает под понятие “поставки продукции для государственных нужд”, какими нормативами должен регулироваться порядок определения производителя такой продукции. Если вам не трудно, ответьте.
Предприниматель, г.Москва
Ответ:
В постановлении Правительства РФ от 27 декабря 2000 года N 1023 "Об утверждении Правил изготовления и реализации региональных специальных марок для маркировки алкогольной продукции" (с изменениями от 28 мая 2001 года) прямо не оговорено, является ли заключенный с победителями конкурса договор на производство специальных региональных марок (РСМ) государственным заказом и является ли РСМ продукцией для государственных нужд. Однако отсутствие прямого указания на вид договора не означает невозможности применения аналогии закона в соответствии со ст.6 ГК РФ. В соответствии со ст.2 Федерального закона от 6 мая 1999 года N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" под государственными нуждами понимаются потребности Российской Федерации в товарах, обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования. Такое же определение содержит и ч.1 ст.525 Гражданского кодекса РФ. В постановлении Правительства от 27 декабря 2000 года указано: "Во исполнение требований, предусмотренных п.2 ст.193 Налогового кодекса РФ, и с целью обеспечения полноты сбора акцизов Правительство Российской Федерации постановляет утвердить прилагаемые Правила…, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации провести с целью определения изготовителя региональных специальных марок конкурс среди российских организаций…". Таким образом, изготовление специальных региональных марок (РСМ) является потребностью Российской Федерации. Исходя из смысла постановления Правительства от 27 декабря 2000 года, во-первых, заказчиком РСМ является государство в лице Министерства РФ по налогам и сборам, во-вторых, Правительством РФ как федеральным органом исполнительной власти прописан механизм проведения конкурсов среди претендентов на изготовление РСМ. Все вышеизложенное соответствует существенным признакам договора поставки товаров для государственных нужд, указанным в Гражданском кодексе РФ (ст.525-534). Кроме этого, Указом Президента РФ от 8 апреля 1997 года N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд" установлено, что продукция для государственных нужд размещается на торгах (конкурсах), если иное прямо не предусмотрено федеральными законами и указами Президента РФ (п.1). В данном случае применение аналогии закона в соответствии со ст.6 ГК РФ не противоречит существу договора на производство специальной региональной марки. По вопросу о пролонгации договора необходимо иметь в виду следующее. Законодательством о договоре поставки для государственных нужд не предусмотрена пролонгация заключенного посредством торгов (конкурса) договора. В соответствии со ст.21 Закона РФ о конкурсах торги (конкурсы) проводятся для выявления победителя, в заявке которого предложены лучшие условия поставок (работ, услуг). Поэтому при размещении каждого государственного заказа необходимо проведение отдельного конкурса. В соответствии с п.2.1 Методических рекомендаций по применению постановления Правительства РФ от 27 декабря 2000 года N 1023, утвержденных приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 4 апреля 2001 года N БГ-3-31/108, за получение, учет, хранение и выдачу марок отвечает материально ответственное должностное лицо управления Министерства по налогам и сборам, назначенное в соответствии с п.1.7 Методических рекомендаций. МНС России также уполномочено осуществлять контроль за инвентаризацией остатков продукции, не маркированной специальными региональными марками по состоянию на 1 июня 2001 года (п.1 распоряжения Правительства РФ от 29 мая 2001 года N 747-р).
Согласно постановлению Правительства РФ от 13 октября 1999 года N 1160 федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять контроль за проведением конкурсов на размещение заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд и координацию их проведения, является Министерство экономического развития и торговли РФ. Приказом Минэкономразвития РФ от 29 декабря 2000 года N 130 было утверждено Положение об осуществлении контроля за проведением конкурсов на размещение заказов на поставки товаров для государственных нужд. Согласно п.2 Положения Минэкономразвития РФ осуществляет проверку своевременного проведения конкурсов в соответствии с приглашениями, опубликованными в средствах массовой информации, в том числе в официальных изданиях уполномоченного федерального органа (в п.2 распоряжения Президента РФ от 4 апреля 2000 года N 502-р указано, что таким официальным изданием является бюллетень "Конкурсные торги"). В соответствии с п.4 Положения организация работы по выполнению функций Минэкономразвития РФ возлагается на Департамент цен и государственных закупок Минэкономразвития РФ. Относительно сроков договора можно сказать, что законодательством, регулирующим отношения поставки товаров для государственных нужд, минимальные и максимальные сроки не устанавливаются. Исходя из смысла государственного заказа момент выполнения обязательства перед заказчиком отдален от момента заключения договора. Срок действия каждого договора индивидуален и устанавливается по соглашению сторон исходя из расчетов необходимого времени на его выполнение и в зависимости от характера выполняемых работ (услуг). Также в договоре может быть установлено выполнение работ (услуг) в течение определенных периодов. На основании изложенного можно сформулировать ответы на постановленные вопросы в виде кратких выводов:
1. К договору применимы правила договора поставки для государственных нужд;
2. После окончания срока действия договора его пролонгация не допускается, необходимо проведение нового конкурса;
3. Контроль за проведением конкурсов возложен на Минэкономразвития России, а контроль за изготовлением специальных региональных марок - на Министерство РФ по налогам и сборам;
4. Фиксированных сроков заключения подобных договоров законодательством не установлено.
Л.Ю.Грудцына,
адвокат Гильдии российских адвокатов
"Адвокат", N 10, 2002 год
30 октября 2002 года N Э2046