Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/901834123.htm

    

В один и тот же день прошло два внеочередных собрания акционеров,
созванных конфликтующими группами...

    
    

 Вопрос:

    

    В нашем акционерном обществе сложилась нелепая ситуация: в один и тот же день прошло два внеочередных собрания акционеров, созванных конфликтующими группами. Повестка дня одна и та же: о досрочном прекращении полномочий генерального директора и назначении нового. На обоих собраниях был кворум, решения приняты, и теперь у нас два генеральных директора, избранных на законном основании. Дело доходит до силового решения проблемы. Как быть?
    

 Ответ:

    
    Сложившаяся у вас ситуация - далеко не единичный случай. Выход один - вопрос должен быть решен судом.
    
    Но можно ли вообще избежать возникновения подобных ситуаций в будущем? Да, можно. Законом "Об акционерных обществах" такая возможность не предусмотрена, но кроме Закона есть ведь еще устав АО, в который можно включить положения, не противоречащие Закону, но позволяющие свести к минимуму возможность возникновения ситуаций, подобных сложившейся в вашем АО, а также внутренние документы, регламентирующие деятельность органов управления.
    
    Как могло случиться, что на каждом собрании был соблюден кворум, т.е. были представлены акционеры - владельцы более половины голосующих акций? Если собрания проводятся в разное время, то один и тот же акционер вопреки логике, но без нарушения законодательства мог участвовать в обоих. Конечно, логики в этом нет, поскольку речь идет о столкновении интересов двух конфликтующих групп и каждый акционер вправе занять определенную позицию и поддержать одну из них. Но, поскольку собрания проводились в разное время, можно предположить, что под влиянием каких-то обстоятельств акционер мог изменить свою позицию. Самый простой выход из положения, по нашему мнению, состоит в том, чтобы установить, что в таких случаях принятыми считаются решения собрания, проведенного последним по времени.
    
    Если же оба собрания проводились одновременно, то здесь не обошлось без нарушения не только логики и здравого смысла, но и законодательства: скорее всего, кто-то из акционеров, лично участвуя в одном собрании, одновременно выдал своему представителю доверенность для участия в другом собрании. Вот и получилось, что акционер голосовал своими акциями на одном собрании, а его представитель (теми же акциями) - на другом. Естественно, что в этом случае участие представителя акционера в собрании недействительно. Во избежание недоразумений проще всего включить соответствующие разъяснения в положение о собрании, утверждаемое общим собранием акционеров.
    
    

Г.Киперман,
профессор Института микроэкономики
при Минэкономразвития России
    "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 39 (412), сентябрь 2002 года

30 сентября 2002 года N Э2055