ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 22 ноября 2002 года N 1253
Об итогах служебной проверки
Комиссия ГТК России во исполнение приказа ГТК России от 29.10.2002 N 1149 "О проведении служебной проверки" провела с 1 по 11 ноября 2002 года служебную проверку в отношении должностных лиц Турухтанного таможенного поста (ЦТО) Балтийской таможни (далее - таможенный пост) по факту выпуска в свободное обращение товаров "компьютерная техника и комплектующие к ней" с недостоверным декларированием.
Установлено, что 14 октября 2002 года указанные товары в десяти 40-футовых контейнерах прибыли в регион деятельности таможенного поста и были оформлены в режиме выпуска для свободного обращения по грузовой таможенной декларации (ГТД) N 10216040/141002/0041731 как "монооксид свинца для производства стекла и пигментов". Декларантом и получателем данных товаров являлось ООО "Нева-Транзит" (Санкт-Петербург).
С 15 по 19 октября 2002 года сотрудники оперативно-разыскного отдела (ОРО) Балтийской таможни провели повторный досмотр товаров в указанных контейнерах и обнаружили, что вместо монооксида свинца для производства стекла и пигментов в контейнерах находились компьютерная техника и комплектующие к ней. По данному факту Балтийская таможня возбудила три административных дела и одно уголовное.
Комиссия установила, что начальник ОРО Балтийской таможни Ю.А.Овчинников во время таможенного оформления товаров информировал начальника таможенного поста Б.В.Бородина и начальника отдела таможенного оформления и таможенного контроля (ОТОиТК) С.Е.Мазо о необходимости приостановления оформления ГТД и проведения стопроцентного досмотра товаров, однако названные должностные лица не приняли никаких мер.
Своим бездействием начальник таможенного поста Б.В.Бородин совершил дисциплинарный проступок, выразившийся в нарушении пункта 24 должностной инструкции начальника Турухтанного таможенного поста (ЦТО) Балтийской таможни, а начальник ОТОиТК С.Е.Мазо совершила должностной проступок, выразившийся в нарушении пункта 27 должностной инструкции начальника отдела таможенного оформления и таможенного контроля Турухтанного таможенного поста (ЦТО) Балтийской таможни.
Таможенное оформление товаров по ГТД N 10216040/141002/0041731 осуществлялось с многочисленными нарушениями гражданского законодательства, законодательства о таможенном деле Российской Федерации, нормативных правовых документов ГТК России.
Так, главный таможенный инспектор ОТОиТК Е.Н.Красавина при проверке ГТД не запросила у декларанта дополнительных документов и сведений, необходимых для таможенных целей, несмотря на различие сведений о товарах, указанных в ГТД и в транспортных документах. Тем самым Е.Н.Красавина нарушила требования статьи 180 Таможенного кодекса Российской Федерации, приказа ГТК России от 08.05.2002 N 470 "Об утверждении Положения о таможенном досмотре товаров и транспортных средств", Типовых правил таможенного контроля при декларировании товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, доведенных до сведения таможенных органов (письмо ГТК России от 23.07.2002 N 01-06/29414 ДСП). Нарушив требования таможенного законодательства, Е.Н.Красавина в соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 06.06.96 N 810 "О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы" допустила однократное грубое нарушение дисциплины в системе государственной службы.
Ведущий таможенный инспектор К.Г.Верховский при осуществлении контроля таможенной стоимости в нарушение требований подпункта 2.2 Временного положения о распределении компетенции по контролю таможенной стоимости товаров между таможенными органами различных уровней, утвержденного приказом ГТК России от 29.12.95 N 796, подпункта 1.4 Положения о порядке и условии заявления таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, и подпункта 2.8 Инструкции по контролю таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, утвержденных приказом ГТК России от 05.01.94 N 1, не осуществил анализ документов, предъявленных декларантом, на предмет их достоверности и достаточности для подтверждения всех составляющих таможенной стоимости.
В нарушение требований подпункта 2.3 Временного положения о распределении компетенции по контролю таможенной стоимости товаров между таможенными органами различных уровней К.Г.Верховский не запросил у декларанта дополнительных документов для подтверждения всех элементов таможенной стоимости, в том числе для выяснения обстоятельств сделки, повлиявших на ее цену.
В нарушение требований подпунктов 2.4, 2.5 Положения о порядке и условии заявления таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, утвержденного приказом ГТК России от 05.01.94 N 1. К.Г.Верховский, несмотря на наличие ограничения для применения первого метода таможенной оценки в связи с имеющимися расхождениями по одним и тем же показателям в различных документах, не затребовал необходимые и дополнительные документы относительно особенностей заключения сделки и условий перемещения и страхования товаров.
В связи с изложенным К.Г.Верховский допустил должностной проступок в системе государственной службы.
Таможенное оформление по ГТД N 10216040/141002/0041731 осуществлялось без предъявления оригиналов ордерных коносаментов N 92614970 и N 92614850, выданных соответственно приказу ООО "Квест" и ООО "Евробалт" на основании так называемых ордеров, выполненных с нарушением требований статей 148 и 158 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, а также пункта 3 статьи 146 Гражданского кодекса Российской Федерации. Аналогичные нарушения были допущены при оформлении 153 ГТД на товары, ввезенные по рамочному контракту от 18.07.2002 N NТ-0107 между фирмой "Ray Production, Inc", США и ООО "Нева-Транзит". Результаты анализа данных ГТД свидетельствуют о том, что на таможенном посту существовала практика, когда участники ВЭД в нарушение статьи 131 Таможенного кодекса Российской Федерации неправомерно распоряжались товарами, в отношении которых таможенное оформление не завершено. Кроме того, на всех этапах основного таможенного оформления товаров проверка документов и сведений, необходимых для таможенных целей, заключалась лишь в сборе документов, содержание которых должностные лица поста не анализировали.
В нарушение пункта 23 должностной инструкции начальника отдела таможенного оформления и таможенного контроля Турухтанного таможенного поста С.Е.Мазо не осуществляла контроль таможенного оформления товаров, следовавших в адрес ООО "Нева-Транзит": ни одна из оформленных в ОТОиТК ГТД не была ею проверена. В нарушение пункта 2.8 приложения 1 к приказу ГТК России от 29.12.95 N 796 С.Е.Мазо не обеспечила передачу полных комплектов документов (ГТД, ДТС, основные и дополнительные документы) в службу федеральных таможенных доходов Северо-Западного таможенного управления.
Нарушив требования таможенного законодательства, С.Е.Мазо в соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 06.06.96 N 810 "О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы" допустила однократное грубое нарушение дисциплины в системе государственной службы.
В нарушение требований приказов ГТК России от 28.11.94 N 624, от 04.09.2000 N 798, от 08.05.2002 N 470 должностные лица таможенного поста беспрепятственно допускали в служебные помещения таможенного органа представителей получателей товаров, выдавали им на руки поручения на досмотр для передачи их в отдел таможенного досмотра. В присутствии должностных лиц таможенного поста представители получателей товаров вносили необходимые им записи в графы ГТД, а также заполняли ее оборотную сторону. Внесенные записи в процессе таможенного оформления должностные лица таможенного поста заверяли личными номерными печатями. Более того, представители получателей товаров вместо должностных лиц таможенного поста составляли акты таможенного досмотра в электронном виде и на бумажных носителях.
Так, старший таможенный инспектор Н.И.Дудников на этапе контроля таможенных платежей и выпуска товаров в свободное обращение передал ГТД N 10216040/141002/0041731 представителю получателя для списания таможенных платежей, который внес в служебные документы таможни недостоверные сведения, в результате чего отбор проб и образцов товаров не производился. Кроме того, представитель получателя сделал запись на лицевой стороне ГТД "Досмотрено, соответствует АТД N 10216040/151002/038658". Указанные записи Н.И.Дудников подписал и заверил личной номерной печатью. В нарушение пункта 14 приказа ГТК России от 04.09.2000 N 798 Н.И.Дудников не проверил надлежащим образом результаты таможенного оформления и таможенного контроля на предыдущих этапах проверки ГТД и осуществил выпуск товаров в свободное обращение, тем самым допустив должностной проступок в системе государственной службы.
Согласно акту экспертизы от 18.10.2002 N 115/07-2002, представленному экспертно-криминалистической службой Северо-Западного таможенного управления, стоимость товаров, находившихся в контейнере N 00LU5544616, составляет более 13 млн. рублей. Общая стоимость товаров и сумма нанесенного ущерба будет установлена после проведения оценки товаров во всех десяти контейнерах.
Приведенные выше факты стали возможными вследствие отсутствия должного контроля со стороны начальника таможенного поста Б.В.Бородина и первого заместителя начальника Балтийской таможни по организации таможенного контроля К.Г.Лаара за деятельностью должностных лиц Турухтанного таможенного поста Балтийской таможни, низкой требовательности к подчиненным должностным лицам, ненадлежащего исполнения должностных обязанностей, предусмотренных пунктами соответственно 13, 16, 24 и 17, 20, 22 их должностных инструкций.
Руководство Балтийской таможни по фактам выпуска в свободное обращение товаров, заявленных по ГТД N 10216040/141002/0041731, организовало проведение служебных проверок (приказы Балтийской таможни от 16.10.2002 N 1470-км, от 31.10.2002 N 1539-км). Виновные должностные лица были привлечены к дисциплинарной ответственности (приказы Балтийской таможни от 28.10.2002 N 1531-км от 04.11.2002 N 1549-км). Однако дисциплинарные взыскания, объявленные должностным лицам Турухтанного таможенного поста Балтийской таможни, не соответствуют тяжести совершенных ими должностных проступков.
На основании изложенного и в соответствии со статьей 29 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации", ст.14 Федерального закона "Об основах Государственной службы Российской Федерации", пунктов 17, 23 и 32 Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации
приказываю:
1. Отменить действие пунктов 3, 4 и подпунктов 6.1, 7.1 приказа Балтийской таможни от 28.10.2002 N 1531-км и пункта 1 приказа Балтийской таможни от 04.11.2002 N 1549-км.
2. Предупредить, руководствуясь пунктом 21 Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации, полковника таможенной службы С.Т.Ящишина, начальника Балтийской таможни, о необходимости строгого соблюдения служебной дисциплины и указать ему на необходимость усиления контроля за деятельностью должностных лиц подчиненных таможенных органов, а также организации взаимодействия между подразделениями таможни, осуществляющими таможенное оформление и таможенный контроль, и правоохранительным блоком таможни.
3. За нарушение служебной дисциплины, выразившееся в ненадлежащем исполнении должностных обязанностей, предусмотренных пунктами 17, 20, 22 должностной инструкции первого заместителя начальника Балтийской таможни, в отсутствии должного контроля за деятельностью подчиненных должностных лиц по вопросам таможенного контроля и таможенного оформления, и на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 17 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" майору таможенной службы Лаару Константину Густавовичу (Ч-132746), первому заместителю начальника Балтийской таможни по организации таможенного контроля, объявить замечание.
4. За нарушение служебной дисциплины, выразившееся в ненадлежащем исполнении должностных обязанностей, предусмотренных пунктами 13, 16, 24 должностной инструкции начальника Турухтанного таможенного поста (ЦТО) Балтийской таможни, в отсутствии должного контроля за деятельностью подчиненных должностных лиц по вопросам таможенного контроля и таможенного оформления, и на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 17 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" подполковнику таможенной службы Бородину Борису Викторовичу (Ч-107638), начальнику Турухтанного таможенного поста (ЦТО) Балтийской таможни, объявить строгий выговор.
5. Начальнику Балтийской таможни С.Т.Ящишину в соответствии с требованиями ст.81, 192 и 193 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 06.06.96 N 810 "О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы", подпункта 5 пункта 1 ст.14 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" решить вопрос о целесообразности дальнейшего прохождения службы в таможенных органах должностных лиц: ведущего таможенного инспектора Турухтанного таможенного поста К.Г.Верховского, а также начальника отдела таможенного оформления и таможенного контроля Турухтанного таможенного поста С.Е.Мазо, главного таможенного инспектора ОТОиТК Е.Н.Красавиной и старшего таможенного инспектора Н.И.Дудникова после выхода их на службу из отпуска по болезни.
6. Главному управлению организации таможенного контроля (А.В.Галактионов) совместно с Управлением валютного контроля (А.В.Соболев) и Правовым управлением (Г.В.Баландина) и другими заинтересованными структурными подразделениями ГТК России разработать порядок контроля должностными лицами таможенных органов документов, предусмотренных Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации.
7. Главному управлению по борьбе с контрабандой (А.А.Литовченко) с целью принятия мер по пресечению контрабандного перемещения товаров через государственную границу Российской Федерации направить запрос в таможенную службу Финляндской Республики о предоставлении экспортных деклараций и пакетов документов к ним на все товарные партии, оформленные Турухтанным таможенным постом (ЦТО) Балтийской таможни по 153 ГТД, указанным в приложении 1 к заключению о результатах служебной проверки.
8. Начальнику Северо-Западного таможенного управления В.И.Вьюнову:
- до 20 декабря 2002 года рассмотреть и утвердить технологическую схему таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств на Турухтанном таможенном посту (ЦТО) Балтийской таможни с учетом специфики его деятельности;
- организовать проведение проверки финансово-хозяйственной деятельности участников внешнеэкономической деятельности, по приказу которых были выданы коносаменты на товары, оформленные ООО "Нева-Транзит".
9. Начальнику Балтийской таможни С.Т.Ящишину:
- отменить приказ Балтийской таможни от 22.07.2002 N 294 как противоречащий приказу ГТК России от 08.05.2002 N 470;
- организовать сменную работу руководящего состава Турухтанного таможенного поста (ЦТО) Балтийской таможни;
- организовать надлежащий контроль за взаимодействием между подразделениями таможни, осуществляющими таможенное оформление и таможенный контроль, и правоохранительным блоком таможни.
10. Главному организационно-инспекторскому управлению (Н.А.Сапьяник) направить материалы служебной проверки в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для принятия решения в соответствии со статьей 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Председатель Комитета
действительный государственный
советник таможенной службы
Российской Федерации
М.В.Ванин
Текст документа сверен по:
рассылка