Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/901837816.htm


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 26 июля 2002 года N 17-11/30107


Об определении предмета преступления

    
    
    В настоящее время продолжается практика неправильного исчисления крупного размера контрабанды при возбуждении уголовных дел по части 1 статьи 188 Уголовного кодекса Российской Федерации, когда у физического лица при вывозе иностранной валюты помимо декларированной валюты обнаруживается иностранная валюта, которая не была задекларирована. Это связано с неверным, на наш взгляд, определением предмета преступления, который в указанных случаях исчисляется исходя из всей суммы перемещаемой иностранной валюты, а не той ее части, которая незаконно вывозится из Российской Федерации.
    
    В связи с изложенным ГТК России считает необходимым сообщить свою позицию.
    
    В соответствии со статьей 14 УК РФ преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние.
    
    Общественная опасность деяния, предусмотренного частью 1 статьи 188 УК РФ, заключается в перемещении в крупном размере через таможенную границу товаров (в том числе валюты) одним из способов, указанных в диспозиции данной части статьи, то есть с нарушением установленного порядка перемещения товаров.
    
    Следовательно, квалификация действий по перемещению товаров через таможенную границу как контрабанды зависит от характера применяемого способа перемещения (противоправный он или нет), а не от наличия у лица, перемещающего товары, абстрактного права на перемещение товара как такового.
    
    Так, например, не является общественно опасным деянием и не может быть квалифицировано как контрабанда действие лица по декларированию всей вывозимой валюты, даже если ее сумма превышает предельные нормы, разрешенные к вывозу, либо если у него отсутствуют разрешительные документы на вывоз, поскольку в этом случае лицо выполнило свою обязанность по декларированию, тем самым соблюдая установленный законодательством Российской Федерации и нормативными актами ГТК России порядок. Такая валюта не разрешается к вывозу таможенным органом и подлежит сдаче на временное хранение.
    
    Кроме того, для квалификации противоправных действий по части 1 статьи 188 УК РФ необходимо также наличие такого обязательного признака объективной стороны состава преступления, как причинная связь между противоправным деянием (недекларированием или недостоверным декларированием) и возможностью перемещения товаров через таможенную границу. Говорить о том, что в действиях лица усматриваются признаки контрабанды, можно только если недекларирование или недостоверное декларирование находилось или могло находиться в причинно-следственной связи с решением таможенного органа о пропуске товаров через таможенную границу либо сделало или могло сделать возможным их беспрепятственное перемещение через таможенную границу. Заявление о товарах в декларации недостоверных сведений, которые не влияли или не могли влиять на принятие таможенным органом решения об их выпуске, состава контрабанды не образует, такое деяние являлось нарушением таможенных правил и подлежало квалификации по части 2 статьи 279 ТК РФ, а с 01.07.2002 в соответствии с КоАП РФ вообще не является противоправным деянием.
    
    В рассматриваемой ситуации общественная опасность деяния заключается в вывозе части валюты без указания ее в декларации и связана она с тем, что фактически эта сумма валюты скрывается от таможенного контроля. Тем самым лицом создается возможность вывоза валюты в том случае, когда при условии достоверного декларирования такая валюта заведомо не была бы разрешена к перемещению через таможенную границу.
    

    Преступный умысел лица при недостоверном декларировании вывозимой валюты направлен как раз на неправомерное перемещение именно той части валюты, сведения о которой оно не указывает в декларации, что связано либо с тем, что у него отсутствуют разрешительные документы на эту сумму, либо с тем, что общая сумма вывозимой валюты превышает предельно допустимые нормы.
    
    Исходя из изложенного предметом преступления может являться только та сумма валюты, которая не была указана в декларации и в отношении которой требования по декларированию и таможенному оформлению выполнены не были, то есть та сумма, которая перемещалась противоправным способом.
    
    В отношении же той части перемещаемой валюты, которая была указана в декларации, требования таможенного законодательства были выполнены, эта сумма может быть выпущена таможенным органом (при наличии разрешительных документов), и, следовательно, она не может включаться в предмет контрабанды.
    
    Следуя той же логике, таможенные органы рассматривали и обязанность лица предоставить разрешительные документы на вывоз валюты, предусмотренные Положением Банка России и ГТК России "О порядке вывоза физическими лицами из Российской Федерации наличной иностранной валюты" от 12.01.2001 N 105-П/01-100/1.
    
    Так, в случае вывоза валюты в сумме, в эквиваленте превышающей 1500 долларов США, но не превышающей 10000 долларов США, таможенному органу подлежат сдаче документы только на сумму, рассчитываемую как разница между всей вывозимой суммой и суммой, равной в эквиваленте 1500 долларов США, поскольку, в соответствии с пунктом 2.1 указанного Положения, при вывозе валюты в сумме до 1500 долларов США представления разрешительных документов не требуется.
    
    Правильность такого толкования порядка перемещения валюты была подтверждена Решением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 03.11.2000 N ГКПИ 00-1181 и окончательно закреплена на нормативном уровне Положением ЦБ России и ГТК России от 24.01.2002 N 177-П/01-100/1 "О внесении изменения в Положение Банка России и ГТК России "О порядке вывоза физическими лицами из Российской Федерации наличной иностранной валюты" от 12.01.2001 N 105-П и 01-100/1 (соответственно)".
    
    Позиция же, заключающаяся во включении в предмет рассматриваемого правонарушения как не указанной в декларации суммы валюты, так и суммы валюты, о которой сведения по установленной форме были заявлены таможенному органу, по нашему мнению, противоречит не только таможенному законодательству, но и уголовно-правовым принципам законности и справедливости, способствует необоснованному возбуждению уголовных дел, существенно нарушает права граждан.
    

    Полагаем, что с точки зрения негативных для лица последствий в виде имущественных санкций в описанном случае не будет соблюдаться конституционно закрепленный принцип справедливости наказания и его соразмерности совершенному деянию, на необходимость соблюдения которого неоднократно указывалось Конституционным Судом Российской Федерации.
    
    Учитывая, что предмет правонарушения, выразившегося в заявлении таможенному органу недостоверных сведений о количестве вывозимой иностранной валюты, является определяющим признаком при разграничении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 188 Уголовного кодекса Российской Федерации, и нарушения таможенных правил, предусмотренного статьей 16.2 КоАП РФ, в целях предупреждения неправомерного привлечения к уголовной ответственности физических лиц прошу сообщить мнение Генеральной прокуратуры Российской Федерации по данному вопросу.
    
    Приложение*: копия постановления о возбуждении уголовного дела N 4151 от 13.07.2002.
_________________
   * Приложение в рассылке не приводится. - Примечание .
    
    

Начальник Управления
таможенных расследований и дознания
генерал-майор таможенной службы
А.В.Константинов

    
    
    

Текст документа сверен по:
рассылка