Средства, получаемые подразделениями вневедомственной охраны
за оказание услуг за плату, являются доходами от реализации
и учитываются при определении налоговой базы
Вопрос:
Являются ли плательщиками налога на прибыль организаций подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел? Распространяется ли на них действие ст.321 НК РФ? Относятся ли указанные подразделения к бюджетным учреждениям?
Ответ:
Бюджетным учреждением является организация, отвечающая требованиям ст.161 БК РФ. При отсутствии у организаций хотя бы одного из условий, приведенных в этой статье, в частности финансирования ведения уставной деятельности за счет средств соответствующих бюджетов на основе сметы доходов и расходов бюджетного учреждения, она не относится к бюджетным учреждениям.
Основной задачей подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел согласно ст.10 Закона Российской Федерации от 18.04.91 N 1026-1 "О милиции" является охрана имущества собственников в соответствии с договорами, заключенными с юридическими и физическими лицами. В соответствии со ст.120 ГК РФ учреждения, созданные в установленном порядке для выполнения функций некоммерческого характера, финансируются собственником полностью или частично. Средства, получаемые государственными учреждениями за оказанные услуги, не признаются финансированием. Финансирование подразделений за счет средств бюджета на основе сметы доходов и расходов бюджетного учреждения не производится. Следовательно, подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел бюджетными учреждениями не являются, а признаются государственными учреждениями, т.е. некоммерческими организациями.
Исчисление и уплата в бюджет налога на прибыль организаций с 1 января 2002 года производятся в порядке, определенном главой 25 НК РФ, с учетом внесенных Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ изменений и дополнений.
В соответствии с пп.14 п.1 и п.2 ст.251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются при выполнении условий для их получения средства целевого финансирования и целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц, использованные указанными получателями по назначению. Перечень поименованных в пункте целевых поступлений является исчерпывающим. Налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования и целевые поступления, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и целевых поступлений.
Согласно ст.ст.247, 274 НК РФ доходы от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и внереализационные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов в порядке, установленном НК РФ, являются объектом обложения налогом на прибыль организаций. Плата, получаемая в соответствии с заключенными договорами от физических и юридических лиц за оказание услуг по охране имущества, является доходом от реализации подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел. Следовательно, средства, получаемые указанными подразделениями за оказание услуг за плату, являются доходами от реализации и учитываются при определении налоговой базы.
В ст.321 НК РФ (в ред. Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ) определено, что при осуществлении налогового учета коммерческой деятельности некоммерческие организации применяют общие нормы НК РФ, регламентирующие порядок определения доходов и расходов. Налоговый учет доходов и расходов, связанных с производством и реализацией, и доходов и расходов от внереализационных операций осуществляется некоммерческими организациями в соответствии с нормами, установленными НК РФ. Если на некоммерческую организацию законом Российской Федерации возложена обязанность выполнения функций в пользу третьих лиц и несения по их выполнению расходов без предоставления компенсации на покрытие расходов по их обеспечению и определено, что на указанные расходы организация вправе уменьшить полученные доходы от коммерческой деятельности, то такая организация вправе учитывать эти расходы при определении налоговой базы.
В соответствии с изменениями, внесенными в данную статью Законом N 57-ФЗ, положения статьи распространяются только на Банк России, Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) и Федеральную службу почтовой связи.
О.Емышева,
советник налоговой службы
Российской Федерации III ранга
"Финансовая газета. Региональный выпуск"
N 45 (418), ноябрь 2002 года
25 ноября 2002 года N Э2328