Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/901851349.htm


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 26 декабря 2002 года N 01-06/51349


О направлении Методических рекомендаций

    
    
    Направляем для использования в практической работе Методические рекомендации по формированию перечней добросовестных участников внешнеэкономической деятельности.
    
    

Первый заместитель Комитета
генерал-майор таможенной службы
Л.А.Лозбенко


Приложение
к письму ГТК России
от 26.12.2002 N 01-06/51349

    
    
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по формированию перечня добросовестных
участников ВЭД

    


1. Общие положения

    
    Настоящие Методические рекомендации по формированию перечня добросовестных участников ВЭД (далее - Методические рекомендации) разработаны в целях совершенствования таможенного администрирования, сопряжения налогового и таможенного законодательства, осуществления контроля соблюдения участниками ВЭД норм налогового и таможенного законодательства Российской Федерации, создания благоприятных условий для внешнеэкономической деятельности, в соответствии со статьями 180, 182 Таможенного кодекса Российской Федерации.
    
    Методические рекомендации предназначены для повышения эффективности осуществления контрольных функций таможенных органов Российской Федерации, увеличения поступлений в федеральный бюджет путем применения механизмов таможенного контроля, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу Российской Федерации.
    
    Целями формирования перечня добросовестных участников ВЭД (далее - Перечень) являются:
    
    - активизация внешнеэкономической деятельности;
    
    - воспрепятствование функционированию "фирм-однодневок".
    
    Задачами формирования Перечня являются:
    
    - уменьшение субъективного фактора при принятии решений сотрудниками таможенных органов Российской Федерации;
    
    - достижение оптимального сочетания затрачиваемого на проведение таможенного контроля времени и эффективности его проведения;
    
    - оптимизация принятия решений по результатам использования информационных ресурсов, информационно-аналитической и организационно-экспертной работы;
    
    - предупреждение экономических и налоговых правонарушений.
    
    

2. Основные понятия, используемые
в Методических рекомендациях

    
    1) участники ВЭД - юридические и физические лица, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, связанную с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;
    
    2) объекты - участники ВЭД - хозяйствующие субъекты всех форм собственности и организационно-правовых форм, осуществляющие предпринимательскую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    
    3) субъекты, участвующие в формировании перечней - структурные подразделения таможенных органов Российской Федерации:
    
    - в таможнях: отделы таможенной инспекции, отделы федеральных таможенных доходов и учета денежных средств, отделы валютного контроля, отделы по контролю за доставкой товаров, структурные подразделения, осуществляющие организацию таможенного оформления и таможенного контроля, правоохранительный блок;
    
    - в региональных таможенных управлениях: Служба таможенной инспекции, Организационно-инспекторская служба, Служба федеральных таможенных доходов, Служба организации таможенного контроля, оперативная таможня;
    
    - в ГТК России: Управление таможенной инспекции, Главное организационно-инспекторское управление, Главное управление федеральных таможенных доходов, Главное управление организации таможенного контроля, Главное управление по борьбе с контрабандой;
    
    4) критерии - условия отбора объектов для формирования Перечня.
    
    Порядок формирования Перечня утверждается приказом (распоряжением) начальника регионального таможенного управления.
    
    

3. Критерии, применяемые для формирования Перечня

    
    При рассмотрении объектов в качестве кандидатов для включения в Перечень необходимо принимать во внимание следующее:
    
    - внешнеторговый оборот объекта;
    
    - специализацию объекта в части перемещаемых товаров (исключение могут составлять крупные компании - инвесторы в российскую экономику, крупные налогоплательщики, осуществляющие уплату таможенных платежей в централизованном порядке);
    
    - размер таможенных и иных платежей, уплачиваемых объектом в течение прошедшего и текущего года;
    
    - продолжительность работы объекта в сфере внешнеэкономической деятельности;
    
    - частота поставок определенных товаров;
    
    - использование объектом льгот и преференций;
    
    - ввоз объектом товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации, облагаемых высокими ставками налогов;
    
     - разница между статистической стоимостью ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации товаров и транспортных средств и их среднерыночной стоимостью;
    
    - результаты проверок деятельности партнеров объекта на внутреннем рынке, требующих встречных проверок;
    
    - сведения, поступившие из иных правоохранительных органов (МВД России, ФСБ России, ФСНП России, Генеральная прокуратура Российской Федерации).
    
    Для формирования Перечня могут использоваться следующие критерии:
    
    1) внешнеэкономическая деятельность;
    
    2) учет в таможенных органах Российской Федерации;
    
    3) признаки "фирм-однодневок":
    
    - срок со дня государственной регистрации;
    
    - размер уставного капитала;
    
    - количество объектов, зарегистрированных по юридическому адресу;
    
    - идентичность юридического и фактического адресов;
    
    - учредители объекта;
    
    - совмещение функций руководителя и главного бухгалтера;
    
    - иные признаки в соответствии с Методическими рекомендациями по выявлению "фирм-однодневок" в ходе проведения учета участников ВЭД таможенными органами (письмо ГТК России от 21.12.2000 N 01-06/37255дсп);
    
    4) регион деятельности;
    
    5) перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;
    
    6) уплата таможенных платежей;
    
    7) задолженность по уплате налогов и сборов, пеням и штрафам;
    
    8) административные правонарушения;
    
    9) отчетность перед таможенными, налоговыми и иными контролирующими органами;
    
    10) объявление о несостоятельности (банкротстве), ликвидация или реорганизация.
    
    Объект может быть не включен в качестве кандидата в Перечень при условии, если:
    
    - он не осуществлял внешнеэкономическую деятельность в текущем году;
    
    - он не поставлен на учет в таможенных органах Российской Федерации в соответствии с приказом ГТК России от 31.08.2000 N 787;
    
    - срок со дня его государственной регистрации составляет менее 6 месяцев;
    
    - у него имеется минимальный размер уставного капитала, установленный законодательством Российской Федерации;
    
    - количество зарегистрированных по его юридическому адресу объектов более 5;
    
    - его фактический и юридический адреса не совпадают, а также в случае отсутствия у объекта мест нахождения должностных лиц и хранения документов по фактическому адресу;
    
    - его учредители являются одновременно учредителями "фирм-однодневок";
    
    - исполнение функций руководителя и главного бухгалтера возложено на одно лицо;
    
    - он не осуществляет таможенное оформление товаров и транспортных средств в регионе деятельности таможни, поставившей его на учет;
    
    - он не является лицом, ответственным за финансовое урегулирование поставок товаров в свой адрес;
    
    - он на момент рассмотрения в качестве кандидата в Перечень считается подвергнутым административному наказанию;
    
     - им не представляется отчетность в таможенные, налоговые и иные контролирующие органы Российской Федерации при обязательном ее представлении, либо в представленных отчетах содержатся неполные или недостоверные сведения.
    
    Объект не может быть включен в качестве кандидата в Перечень при условии, если:
    
    - он является должником по уплате налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, а также пеней и штрафов;
    
    - в отношении него начата процедура ликвидации или реорганизации.
    
    Возможна разработка и иных критериев отнесения объектов к добросовестным участникам ВЭД с учетом особенностей регионов. Однако для проведения анализа большого числа объектов и определения степени их добросовестности необходимо сформировать группу показателей, дающих в совокупности комплексную характеристику состояния и перспектив любого хозяйствующего субъекта. Количество таких показателей не может быть велико, так как только в этом случае можно, с одной стороны, создать предпосылки для оперативности и комплексности анализа, а с другой стороны - избежать чрезмерной трудоемкости и исключить противоречивость выводов. Для формирования критериев отнесения объектов к добросовестным участникам ВЭД необходимо выбрать те стороны хозяйственной деятельности, которые наиболее важны для таможенных органов как органов управления, а именно эффективность, надежность, долгосрочные и краткосрочные перспективы платежеспособности.
    
    
    

Текст документа сверен по:
рассылка