Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/901853235.htm


Бухгалтерский учет и налогообложение при торговле через сеть Интернет



 Вопрос:

    Наша фирма собирается вести продажу своих товаров через Интернет (так называемый Интернет-магазин). Пожалуйста, разъясните подробнее об особенностях бухгалтерского учета и налогообложения в указанной сфере.

                  


 Ответ:

    Специальные законодательные акты в отношении торговли через сеть Интернет находятся на стадии разработки и в данный момент при ведении торговли через информационную систему Интернет необходимо руководствоваться теми же нормативными актами, как и при торговле в обычном режиме.
    
    Однако  можно выделить некоторые особенности и вопросы, которые могут возникнуть при данной форме торговли.
    
    Если при реализации товаров по кредитным картам особых вопросов не должно возникнуть, то при наличных расчетах появляется вопрос об использовании ККМ. В этом случае следует руководствоваться Законом РФ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" N 5215-1, который не освобождает Интернет-магазины от применения контрольно-кассовых машин. По многочисленным разъяснениям налоговых органов (например, письмо Управления МНС по г.Москве от 31 июля 2002 года N 29-12/34724)  сам контрольно-кассовый аппарат при осуществлении доставки товаров населению следует возить с собой и при приеме наличных денежных средств  исполнять обязанности по выдаче чеков ККМ.
    
    Также с видом оплаты связан и вопрос о необходимости перехода предприятия на уплату единого налога на вмененный доход.
    
    Согласно пп.4 п.2 ст.346_26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход применяется в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади.
    
    При этом в соответствии со ст.346_27 розничная торговля - торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет. Следует отметить, что при осуществлении расчетов по кредитным картам условие, указанное в пп.4 п.2 ст.346_26 НК РФ, не соблюдается, и обязанности по уплате налога не возникают.
    
    Далее в ст.346_27 НК РФ сказано: стационарная торговая сеть - торговая сеть, расположенная в специально оборудованных, предназначенных для ведения торговли зданиях (их частях) и строениях. Стационарную торговую сеть образуют строительные системы, прочно связанные фундаментом с земельным участком и подсоединенные к инженерным коммуникациям. К данной категории торговых объектов относятся магазины, павильоны и киоски; нестационарная торговая сеть - торговая сеть, функционирующая на принципах развозной и разносной торговли, а также иные объекты организации торговли, не относимые в соответствии с требованиями предыдущего абзаца настоящей статьи к стационарной торговой сети.
    
   Таким образом, торговля через сеть Интернет может быть признана торговлей через нестационарную торговую сеть и подпадать под систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, хотя данный вопрос не является однозначным. Остается вопрос, что считать площадью торгового зала, если она вообще существует. В случае признания торговли через Интернет подпадающей под режим уплаты налога на вмененный доход в качестве физического показателя может приниматься площадь нестационарного торгового помещения, т.е. место, откуда осуществляется торговля.
    

    Переходя к расходам организации, отметим, что расходы на создание Интернет-сайта могут являться рекламными расходами, т.к. в соответствии с  Федеральным   законом  от  18.07.95  N  108-ФЗ  "О рекламе" и Законом г.Москвы от 21.11.2001 N 59 "О  налоге  на  рекламу" реклама - это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств  информация  о  физическом или юридическом лице,  товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация),  которая  предназначена для   неопределенного   круга   лиц  и  призвана  формировать  или поддерживать  интерес  к  этим  физическому,  юридическому   лицу, товарам,  идеям  и начинаниям и способствовать реализации товаров,  идей и начинаний. Таким образом, если на  сайте содержится информация,  призванная формировать интерес  к  организации,  к  продаваемым  товарам  и  услугам,  то  рекламный  характер информации очевиден, также сайт является информацией, способствующей реализации товара. Отсюда возникает необходимость начисления и уплаты налога на рекламу.
    
   При учете расходов при подключении через выделенный канал порядок их отражения в учете зависит от того, кому принадлежит оборудование канала. Если организация за свой счет прокладывает кабель до своего офиса и приобретает необходимое оборудование либо устанавливает радио- или спутниковое оборудование, то такие расходы учитываются на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы". После ввода канала связи в эксплуатацию они относятся на счет 01 "Основные средства".
    
    Возможен вариант, когда провайдер предоставляет необходимое оборудование в пользование на время действия договора. При этом взимается дополнительная стоимость за аренду такого оборудования.
    
    Многие провайдеры оказывают услуги по регистрации доменного имени. Расходы на регистрацию доменного имени в бухгалтерском учете относятся к расходам по обычным видам деятельности. В налоговом учете данные расходы можно отнести к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией.
    
   Дальнейший учет расходов и формирование налогооблагаемой базы будут строиться на основе структуры ведения бизнеса (организацию доставки, складирования, маркетинга и пр).
    
  В качестве примера можно привести отражение порядка доставки товара. От выбора возможного варианта будет зависеть и структура затрат предприятия.
    

-  Продавец (Интернет-магазин)   доставляет   продукцию  покупателю  собственным транспортом. Возникает необходимость учета транспорта и расходов, связанных с содержанием и обслуживанием автотранспорта (бензин, ремонт, стоянка).
    
- Расходы по транспортировке продукции несет  продавец,  при этом доставку осуществляет сторонняя транспортная организация  (эти  расходы являются просто издержками продавца).
    
- Покупатель сам вывозит товар со склада продавца (данная схема маловероятна, но вполне возможна) и т.д.
    
   Заметим, что при   перемещении   лицами  (как  физическими,  так  и юридическими)  через  таможенную  границу   Российской   Федерации товаров,  заказанных по сети Интернет, применяются общий порядок и условия тарифного и нетарифного регулирования (меры  экономической политики),     налогообложения     и    таможенного    оформления, предусмотренные для участников внешнеэкономической деятельности.



Андрюхин Сергей,
консультант
Объединенной консалтинговой группы
Санкт-Петербург, Лиговский пр., 64, тел.: (812) 325-4860,
Москва, Лялин пер. 11/13, тел.: (095) 916-23-06,
[email protected], [email protected]


20 февраля 2003 года N А1816