Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/901853344.htm


Привлечение к административной ответственности работников юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей за нарушения санитарного законодательства


 Вопрос:

    Я работаю юрисконсультом в одном из учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ.
    
    В соответствии со ст.23.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях главные государственные санитарные врачи от имени органов государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 14.4 настоящего Кодекса.

    После введения в действие (01.07.2002) Кодекса в наше учреждение поступают протоколы об административных правонарушениях, составленные сотрудниками органов внутренних дел на руководителей и других работников (в т.ч. продавцов, менеджеров по продажам, администраторов и даже бухгалтеров), юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с оборотом пищевых продуктов.
    
    Согласно примечанию к ст.2.4 Кодекса руководители и другие работники организаций (не являющиеся должностными лицами по определению ст.2.4 Кодекса), совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

    Более того, в некоторых составах административных правонарушений, предусмотренных статьями Кодекса, указанные лица определены как субъекты правонарушений, где, например, признаются противоправными действия (бездействия) руководителей организаций (ст.ст.5.36, 11.24, 14.12, 21.1-21.3), или на них прямо возлагается административная ответственность (ст.ст.20.16, 20.24), либо в норме установлена отсылка к ст.2.4 Кодекса для возможности определения таких субъектов (ст.15.3). Также имеются в Кодексе нормы, согласно которым к административной ответственности могут привлекаться и работники организаций (ст.11.2).

    Однако дела об административных правонарушениях, рассматриваемые главными государственными санитарными врачами, не содержат составы административных правонарушений, в которых в качестве субъекта правонарушения определены руководители и работники организаций, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций. Кроме того, административная ответственность руководителей и работников, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций по трудовому договору с работодателем-индивидуальным предпринимателем, вообще не установлена в Кодексе.
    
    Также, в соответствии со ст.11 Федерального закона от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" лицами, на которых возложена обязанность выполнять требования санитарного законодательства и обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению, являются индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью. Они же, в соответствии с п.5 ст.15 указанного Закона, при производстве, закупке, хранении, транспортировке, реализации пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий должны выполнять санитарные правила и проводить мероприятия по обеспечению их качества.

    При этом, в силу положений гражданского и трудового законодательства РФ, руководители и другие работники указанных лиц являются их представителями, действующими в соответствии с нормативно-правовыми актами, обычаями делового оборота, а также учредительными документами от их имени, за их счет, в их интересах, и за невыполнение своих функций несут установленную в соответствии с законодательством РФ гражданско-правовую, дисциплинарную и уголовную ответственность в зависимости от вреда, причиненного ими охраняемым правам и законным интересам физических и юридических лиц, в т.ч. санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

    В связи с этим при рассмотрении дела об административном правонарушении возникает неопределенность в правильном установлении лиц, подлежащих привлечению к административной ответственности за нарушение санитарного законодательства, что может привести к принятию необоснованных и незаконных решений о привлечении невиновных к ответственности и повлечь произвол со стороны должностных лиц санитарно-эпидемиологической службы.

    В соответствии со ст.55 Федерального закона от 30.03.99 N 52-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.12.2001 N 196-ФЗ) за нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Однако в качестве обязанных лиц руководители и другие работники, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организациях и у индивидуальных предпринимателей-работодателей,  данным законом не определены.

    Учитывая вышеизложенное, прошу Вас разъяснить, в каких случаях и на каком основании (т.е. за какие противоправные, виновные действия (бездействия) ст.2.1 КоАП РФ) подлежат привлечению к административной ответственности руководители и другие работники юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за нарушения санитарного законодательства, совершенные в процессе осуществления последними своей деятельности, в т.ч. связанной с оборотом пищевых продуктов?

    

 Ответ:

    
    Уважаемый юрисконсульт!
    
    Частью 2 статьи 14.4 установлен исчерпывающий перечень лиц, на которых может быть наложено административное взыскание, а также основание привлечения к административной ответственности.
    
    Кто относится к "должностным лицам" определено в статье 2.4 КоАП РФ.
    
    Основанием  же привлечения является реализация товаров и услуг с нарушением санитарных правил или без сертификата.

    
  

Адвокатское бюро "ЮНИКС",
специализированная юридическая консультация
Санкт-Петербургской городской коллегии адвокатов
Адрес: Санкт-Петербург, Большой пр. ПС, 31

5 марта 2003 года N Ю3076