Учет расходов по публикации объявления
Вопрос:
Как отразить в бухгалтерском учете расходы, связанные с размещением объявлений в газете и на телевидении о приеме на работу? Являются ли такие объявления рекламой?
Ответ:
В соответствии со статьей 2 ФЗ от 18.07.95 N 108-ФЗ «О рекламе» рекламой является распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и признана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
Информация о наборе работников не отвечает данному критерию и, соответственно, не может быть признана рекламной.
Согласно пп.8 п.1 ст.264 НК РФ расходы по набору работников, а также расходы на услуги специализированных организаций по подбору персонала, включены в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией продукции.
Расходы по публикации объявления принимаются к учету в том отчетном периоде, когда услуги по публикации фактически оказаны, т.е. объявление напечатано.
Расходы по оплате услуг агентства по подбору персонала принимаются к учету в том отчетном периоде, когда работник прошел испытательный срок и был принят на работу.
Налоговые органы по-прежнему настаивают на том, что затраты, связанные с набором персонала, не являются рациональными, если они не привели к трудоустройству.
Согласно п.6 Методических рекомендаций по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций» части второй НК РФ, утвержденных приказом МФ РФ по налогам и сборам от 20.12.2002 N БГ-3-02/729 «Расходы, связанные с набором персонала, не учитываются для целей налогообложения, если организация фактически не произвела набор работников, в том числе и в результате рассмотрения кандидатур, представленных специализированными компаниями по подбору персонала. Подобные расходы нельзя рассматривать как экономически оправданные расходы и учитывать для целей налогообложения».
С таким подходом, по нашему мнению, вряд ли можно согласиться.
На наш взгляд, расходы по несостоявшемуся подбору персонала являются обычными расходами, осуществляемыми налогоплательщиком в процессе осуществления им хозяйственной деятельности, а отсутствие выгоды вовсе не означает, что подобные затраты являются экономически неоправданными. Что же касается понятия «рациональности», то оно весьма субъективно. В рассматриваемом случае будет уместным применения принципа аналогии с затратами на производство, не давшими продукции, которые согласно п.11 ст.265 НК РФ уменьшают налогооблагаемую прибыль.
Схема проводок в бухгалтерском учете:
Д 60 (76) К 51 перечислено редакции, кадровому агентству
Д 20 (26) К 60 (76) отражены оказанные услуги по публикации, приему на работу на основании экземпляра газеты, акта выполненных работ
Д 19 К 60 (76) выделен НДС на основании счета-фактуры
Д 68 К 19 предъявлен НДС бюджету по услугам
А.Р.Черняева
ООО «Фирма «Континент»
Тел. 314-93-37
31 марта 2003 года N А1880