Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/901856288.htm


Расходы по сертификации системы менеджмента организации
для целей налогообложения



 Вопрос:                        

         
    Относятся ли на расходы для целей налогообложения затраты на сертификацию системы менеджмента предприятия?
    
    

 Ответ:                                    

        
    Согласно Закону Российской Федерации от 10.06.93 N 5151-1 «О сертификации продукции и услуг» (в ред. последующих изменений и дополнений) сертификация продукции - процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.
    
    Сертификация может иметь обязательный (в случаях, регламентированных законодательными актами Российской Федерации) и добровольный характер.
    
    В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 264 главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к прочим расходам налогоплательщика, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на сертификацию продукции и услуг.
    
    При этом указанная статья Кодекса не содержит ограничения об отнесении к прочим расходам, учитываемым для целей налогообложения, только расходы по оплате работ, связанных с обязательной сертификацией продукции или услуг.
    
    Кроме того, добровольная сертификация непосредственно связана с надзором за качеством продукции или услуг, рекламой ее потребительских качеств перед покупателями.
    
    Исходя из норм вышеуказанного Закона обязательный или добровольный характер сертификации введен не для того, чтобы разграничить источники покрытия возникающих расходов по сертификации, а для того, чтобы продукция при обычных условиях их эксплуатации была безопасна для жизни и здоровья потребителей, не причиняла вреда окружающей среде и т.п.
    
    В соответствии со статьей 18 Закона добровольная сертификация должна осуществляться на определенных условиях. Добровольная сертификация осуществляется органами по добровольной сертификации, входящими в систему добровольной сертификации, образованную любым юридическим лицом, зарегистрировавшим данную систему и знак соответствия в специально уполномоченном федеральном органе исполнительной власти в области сертификации (т.е. Госстандартом России) в установленном Госстандартом России порядке.
        
    Сертификацию, затраты по которой учитываются в целях налогообложения, могут осуществлять не только государственные органы, но и иные организации, уполномоченные на это Госстандартом России. С другой стороны, только сертификация у уполномоченного юридического лица может свидетельствовать о том, что имела место сертификация, предусмотренная законодательством, поэтому в случае, если организация осуществляет сертификацию продукции и услуг в неуполномоченных органах, расходы не относятся к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль.
    

    Исходя из этого расходы по сертификации системы менеджмента организации могут быть учтены для целей налогообложения только в том случае, если сертификация (обязательная или добровольная) системы менеджмента организации предусмотрена законодательством Российской Федерации или иными нормативными правовыми актами уполномоченных на это государственных органов и если сертификация проводилась государственными органами или иными организациями, уполномоченным на это Госстандартом России.
    
    

                        Р.Н. Митрохина,
консультант отдела налогообложения
прибыли (дохода) организаций
Департамента налоговой политики
Минфина России


26 марта 2003 года N МВ305