Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/901857221.htm


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    
ПИСЬМО

от 27 марта 2003 года N 27-14/13306

    
    
О применении главы 30 КоАП РФ

(с изменениями на 15 декабря 2003 года)

____________________________________________________________________
    Документ с изменениями, внесенными:
    приказом ГТК России от 12 мая 2003 года N 491 (вступил в силу с 1 июня 2003 года);
    письмом ГТК России от 15 декабря 2003 года N 27-14/48745.
____________________________________________________________________

    
    
    Направляем перечень проблемных вопросов о порядке применения положений главы 30 КоАП РФ для использования в работе при пересмотре постановлений по делам об административных правонарушениях.
    
    Не применять пункты 11, 16, 17 Рекомендаций по рассмотрению жалоб и протестов на постановления по делам об административных правонарушениях и нарушениях таможенных правил, направленных письмом ГТК России от 25.06.2002 N 01-06/24891.
    
    Начальникам таможенных управлений обеспечить доведение настоящего письма до сведения таможенных органов региона.
    
    

Начальник Управления контроля
соблюдения законодательства
в таможенном деле
генерал-лейтенант таможенной службы
З.Я.Амиров

    

    
Приложение
(с изменениями на 15 декабря 2003 года)

    
    1. Каким образом осуществляется пересмотр постановления по делу об административном правонарушении в случае подачи на него жалобы и принесения протеста?
    
    Если в вышестоящий таможенный орган поступила жалоба и принесен протест на одно и то же постановление по делу об административном правонарушении, пересмотр такого постановления должен осуществляться по обоим основаниям. Это означает, что рассмотрение жалобы и протеста должно проводиться в одном производстве и по результатам рассмотрения должно приниматься одно решение.
    
    Иной порядок рассмотрения невозможен в связи со следующим.
    
    В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ должностное лицо, осуществляющее рассмотрение, не связано доводами жалобы (протеста) и проверяет дело в полном объеме. Приведенная норма предполагает, что в результате пересмотра постановления по делу независимо от оснований пересмотра и доводов заявителя судья, орган, должностное лицо не может принять различные по своему содержанию решения. Поскольку решение по жалобе (протесту) принимается должностным лицом от имени вышестоящего таможенного органа, повторный пересмотр постановления по делу об административном правонарушении этим органом невозможен.
    
    При условии соблюдения сроков и порядка подачи жалобы (принесения протеста) лицо, обратившееся с жалобой, и прокурор, принесший протест, имеют равные права на рассмотрение их обращения вышестоящим таможенным органом в соответствии с процедурой, установленной федеральным законом. Следовательно, таможенный орган не может оказать предпочтение в принятии к рассмотрению жалобы либо протеста. Учитывая, что по результатам пересмотра постановления по делу может быть принято только одно решение, рассмотрение всех имеющихся в таможенном органе обращений, касающихся одного постановления по делу, должно проводиться в одном производстве. Такой подход не только позволит соблюсти права участников производства по делу, но и обеспечит объективность, всесторонность, полноту рассмотрения постановления, принятие по нему наиболее правильного решения.
    
    Рассмотрение жалобы и протеста в одном производстве должно происходить следующим образом. Рассмотрение жалобы и протеста назначается на одну дату и время. Если по одному из поступивших обращений уже назначена дата и время рассмотрения и вызваны лица, участие которых в рассмотрении признано необходимым, должностное лицо, правомочное рассматривать жалобу (протест), принимает все возможные меры к уведомлению о дате, времени и месте рассмотрения жалобы (протеста) лица, обращение которого поступило позднее. В случае неявки одного из заявителей в назначенный день рассмотрения, отсутствии информации о его надлежащем извещении и непоступлении от него ходатайства о проведении рассмотрения в его отсутствие принимается решение об отложении рассмотрения. Заявителю, прибывшему на рассмотрение, объявляется под расписку дата и время нового рассмотрения.
    

    В случае поступления в вышестоящий таможенный орган жалобы (протеста прокурора) на постановление по делу об административном правонарушении, ранее пересмотренное в связи с протестом прокурора (жалобой), выносится решение об отказе в принятии жалобы (протеста) к рассмотрению на том основании, что по обжалованному (опротестованному) постановлению уже имеется решение таможенного органа. Статья 23 Федерального закона от 17.01.92 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", в соответствии с которой протест прокурора подлежит обязательному рассмотрению, не предполагает обязательного рассмотрения протеста по существу, а свидетельствует о том, что прокурору в любом случае должен быть направлен ответ.
    
    
    2. Может ли жалоба на постановление по делу об административном правонарушении в области таможенного дела быть подана потерпевшим?
    
    Частью 1 статьи 30.1 КоАП РФ предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано потерпевшим.
    
    В соответствии со статьей 25.2 КоАП РФ потерпевшим является физическое или юридическое лицо, которому административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Общественные отношения, охраняемые государством, которым причиняется вред совершаемым деянием и с посягательством на которые связано наступление административной ответственности, выступают объектом правонарушения.
    
    Объектом нарушений таможенных правил, ответственность за которые установлена главой 16 КоАП РФ, являются правоотношения в сфере таможенного дела. Согласно статье 1 ТК РФ таможенное дело составляют таможенная политика Российской Федерации, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь. Административные правонарушения, совершаемые в сфере таможенного дела, посягают на нарушение установленных таможенным законодательством требований и предписаний, в связи с чем вред, причиненный этими правонарушениями, наносится интересам государства, а не физическим и юридическим лицам.
    
    Таким образом, физическое или юридическое лицо не может принимать участие в производстве по делу об административном правонарушении в области таможенного дела в качестве потерпевшего.
    

    
    3. Каковы действия таможенного органа при получении жалобы, адресованной арбитражному суду, жалобы, ошибочно адресованной суду, таможенному органу, которые не уполномочены рассматривать данную жалобу, или жалобы, в которой не указано, кому она адресована?
    
    В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
    
    Установленный  § 2 главы 25 АПК РФ порядок обжалования решения административного органа о привлечении к административной ответственности предусматривает направление заявления непосредственно в арбитражный суд по форме, приведенной в статьях 125 или 209 АПК РФ. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие направление его копии органу, вынесшему оспариваемое решение. Несоблюдение указанного порядка подачи заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к ответственности является основанием для оставления арбитражным судом заявления без движения и последующего его возвращения.
    
    Приведенные обстоятельства исключают возможность пересылки в арбитражный суд жалобы, ошибочно направленной заявителем в таможенный орган, вынесший постановление, или вышестоящий таможенный орган. В случае подачи жалобы, адресованной арбитражному суду, таможенный орган, в который поступила жалоба, разъясняет лицу действующий порядок обжалования постановления в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. Действующий порядок обжалования разъясняется лицу также и в том случае, когда предметом жалобы, поступившей в таможенный орган, является постановление (решение), вынесенное судом общей юрисдикции (арбитражным судом).
    
    В соответствии с частью 1 статьи 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу, поданная судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу, направляется ими со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу. В том случае, когда жалоба ошибочно адресована суду, органу, должностному лицу, которые не уполномочены рассматривать данную жалобу, она передается по назначению судье, органу, должностному лицу, правомочным ее рассматривать в соответствии с положениями части 1 статьи 30.1 КоАП РФ.
    
    С учетом пункта 3 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ жалобу на постановление, вынесенное должностным лицом таможенного органа, уполномочен рассматривать как вышестоящий таможенный орган, так и суд (общей юрисдикции или арбитражный). Неуказание заявителем, кому именно он адресует свою жалобу, не является основанием для отказа в принятии жалобы к рассмотрению. Если в жалобе не указано, адресована ли она вышестоящему таможенному органу либо суду, жалоба направляется для рассмотрения в вышестоящий таможенный орган, за исключением случаев, когда ее рассмотрение не относится к его компетенции.
    

    
    4. Вправе ли лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу, отказаться от жалобы?
    
    Право обжалования решений, действий или бездействия государственных и общественных органов и должностных лиц является неотъемлемым правом лица, закрепленным в Конституции Российской Федерации. Право на обжалование осуществляется по усмотрению лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении. Это предполагает, что в любой момент до принятия решения по жалобе лицо вправе отказаться от нее на основании своего письменного заявления.
    
    Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении принадлежит лицу, в отношении которого оно вынесено. Следовательно, указанное лицо вправе отказаться в том числе от жалобы, поданной его защитником. Напротив, отказ от жалобы по заявлению защитника допускается только в случае, когда такое полномочие прямо предусмотрено в документе, удостоверяющем его полномочия.
    
    В случае отказа от жалобы постановление по делу пересмотру не подлежит, за исключением поступления протеста прокурора. Лица, извещенные о дате, времени и месте рассмотрения жалобы и вызванные для участия в ее рассмотрении, уведомляются о поступлении заявления об отказе от жалобы незамедлительно. Защитник, подавший жалобу, уведомляется об отказе от жалобы, заявленном лицом, в отношении которого вынесено постановление по делу, независимо от того, был ли он извещен о дате, времени и месте рассмотрения жалобы. Лицу, подавшему жалобу, должны быть возвращены оригиналы приложенных к жалобе документов.
    
    Если заявление об отказе от жалобы поступило в вышестоящий таможенный орган после принятия по ней решения, вышестоящий таможенный орган не принимает отказ от жалобы, о чем уведомляет лицо, обратившееся с таким заявлением, в течение трех суток со дня его поступления.
    
    Отказ от жалобы не лишает лицо права на повторную подачу жалобы в вышестоящий таможенный орган. Повторная жалоба подается в установленном порядке в пределах общих сроков подачи жалобы с возможностью их восстановления, если причины пропуска срока будут признаны уважительными.
    
    

    5. По каким основаниям и на какой стадии рассмотрения жалобы таможенный орган вправе отказать в принятии жалобы к рассмотрению? Вправе ли лицо обратиться с повторной жалобой после отказа в принятии ее к рассмотрению?
    
    Главой 30 КоАП РФ прямо не предусмотрены основания отказа в принятии жалобы к рассмотрению. Однако установление определенных требований к порядку и срокам подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении указывает на наличие такой возможности.
    
    1) Частью 1 статьи 30.1 КоАП РФ определен круг лиц, которыми может быть обжаловано постановление по делу об административном правонарушении. Применительно к административным правонарушениям в сфере таможенного дела такими лицами являются лицо, в отношении которого вынесено постановление, его защитник или законный представитель.
    
    2) В соответствии с частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу может быть подана в течение десяти суток со дня вручения лицу, в отношении которого вынесено постановление по делу, или получения этим лицом копии постановления. Рассмотрение жалобы, поданной с нарушением указанного срока, возможно только в случае его восстановления на основании части 2 статьи 30.3 КоАП РФ.
    
    3) Согласно части 2 статьи 30.1 КоАП РФ в случае, если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд. Решение судьи по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий суд (статья 30.9 КоАП РФ).
    
    4) После рассмотрения жалобы вышестоящим таможенным органом постановление по делу об административном правонарушении и (или) решение по жалобе могут быть обжалованы только в судебном порядке (статья 30.9 КоАП РФ).
    
    Приведенные положения позволяют сделать вывод о том, что вышестоящий таможенный орган не имеет полномочий рассматривать жалобу и, следовательно, должен отказать в принятии ее к рассмотрению в следующих случаях:
    
    1) жалоба подана лицом, не имеющим полномочий на ее подачу, либо полномочия которого не подтверждены надлежащим образом;
    

    2) не соблюден установленный срок обжалования и лицо не обратилось с ходатайством о восстановлении пропущенного срока либо причины его пропуска не были признаны уважительными;
    
    3) жалоба на обжалуемое постановление одновременно подана лицом в суд либо по ней вынесено судебное решение;
    
    4) по обжалуемому постановлению имеется решение таможенного органа, в который жалоба поступила для рассмотрения, либо вышестоящего по отношению к нему таможенного органа.
    
    Не может быть отказано в принятии жалобы к рассмотрению в связи с неуказанием, какому должностному лицу она адресована, неверным указанием должностного положения или фамилии этого лица, а также по иным формальным основаниям.
    
    Отказ в принятии жалобы к рассмотрению означает, что жалоба не может быть рассмотрена по существу, то есть по ней не может быть принято решение, предусмотренное частью 1 статьи 30.7 КоАП РФ. Лицу, обратившемуся с жалобой, во всяком случае направляется мотивированный ответ с изложением причин, в связи с которыми жалоба не была рассмотрена по существу.
    
    Вопрос об отказе в принятии жалобы к рассмотрению решается должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу, как правило, на стадии подготовки к ее рассмотрению. В случае установления причин, препятствующих рассмотрению жалобы по существу, на стадии рассмотрения жалобы в принятии жалобы к рассмотрению может быть отказано и в ходе ее рассмотрения.
    
    В связи с тем, что Временным порядком регистрации и учета жалоб и протестов на постановления по делам об административных правонарушениях*, утвержденным приказом ГТК России от 25 июня 2002 года N 666, не установлен порядок регистрации в подразделении контроля соблюдения законодательства решения об отказе в принятии жалобы к рассмотрению об отказе в принятии жалобы к рассмотрению лицо уведомляется письмом на бланке таможенного органа, которое регистрируется подразделением отдела документационного обеспечения (абзац в редакции, введенной в действие с 1 июня 2003 года приказом ГТК России от 12 мая 2003 года N 491, - см. предыдущую редакцию).
________________
    * В названии и тексте приказа ГТК России от 25 июня 2002 года N 666, а также в названии и тексте Временного порядка, утвержденного указанным приказом слова: "Временный порядок" с 1 июня 2003 года заменены словом: "Порядок" в соответствующем падеже на основании приказа ГТК России от 12 мая 2003 года N 491. - Примечание .
    

    После устранения обстоятельств, послуживших основанием для отказа в принятии жалобы к рассмотрению, лицо вправе вновь обратиться с жалобой либо заявить ходатайство о рассмотрении первоначальной жалобы согласно общеустановленному порядку. Сам факт отказа в принятии жалобы к рассмотрению не является основанием для отказа лицу в праве на обжалование. Вместе с тем жалоба может быть рассмотрена уполномоченным должностным лицом только в случае удовлетворения ходатайства лица о восстановлении пропущенного срока обжалования.
    

    
    6. По каким причинам должностное лицо, правомочное рассматривать жалобу, может восстановить пропущенный срок обжалования постановления?
    
    В соответствии с частью 2 статьи 30.3 КоАП РФ в случае пропуска срока подачи жалобы по уважительной причине он может быть восстановлен по письменному ходатайству лица, обратившегося с жалобой. Ходатайство о восстановлении пропущенного срока может как содержаться в тексте жалобы, так и быть подано в виде самостоятельного документа, и должно содержать указание на причины пропуска срока. К указанному ходатайству должны быть приложены документы, подтверждающие причины пропуска срока.
    
    Привести исчерпывающий перечень причин, которые могут признаваться должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу, уважительными, невозможно. Возможность признания той или иной причины уважительной определяется в каждом конкретном случае должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу, исходя из представленных в подтверждение причин пропуска срока документов. В целом, уважительными причинами являются обстоятельства, которые объективно препятствовали или исключали своевременную подачу жалобы.
    
    
    7. Вправе ли лицо, правомочное рассматривать жалобу, восстановить прокурору пропущенный срок принесения протеста?
    
    Согласно статье 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Следовательно, лицо обладает правом обжаловать только не вступившее в законную силу постановление по делу. Вступившее в законную силу постановление по делу может быть пересмотрено в связи с жалобой лица лишь в случае восстановления должностным лицом таможенного органа пропущенного срока обжалования (часть 2 статьи 30.3 КоАП РФ).
    
    В соответствии со статьей 30.10 КоАП РФ принесение протеста на не вступившее в законную силу постановление по делу осуществляется в сроки, установленные статьей 30.3 КоАП РФ. Ссылка на статью 30.3 КоАП РФ обусловлена тем, что в соответствии с указанными в этой статье сроками определяется момент вступления постановления в законную силу. В частности, восстановление лицу, подавшему жалобу на вступившее в законную силу постановление по делу, срока обжалования, переносит на более поздний срок момент вступления постановления в законную силу, предоставляя тем самым возможность прокурору опротестовать это постановление в порядке статьи 30.10 КоАП РФ.
    
    Рассматривать часть 2 статьи 30.3 КоАП РФ как возможность восстановления срока принесения протеста прокурору неверно, поскольку для постановлений, вступивших в законную силу, предусмотрен отдельный порядок опротестования в соответствии со статьей 30.11 КоАП РФ.
    

    Закрепление возможности восстановления срока обжалования связано с тем, что пропуск указанного срока погашает само право на обжалование. С пропуском срока принесения протеста в вышестоящий административный орган право на принесение протеста не погашается, а лишь меняется порядок его реализации.
    
    Учитывая изложенное, в случае поступления вместе с протестом прокурора на вступившее в законную силу постановление ходатайства о восстановлении пропущенного срока должностное лицо, правомочное рассматривать жалобу, письмом на бланке таможенного органа уведомляет прокурора о невозможности рассмотрения протеста по существу в связи с установленным статьей 30.11 КоАП РФ порядком принесения протеста и возвращает прокурору протест вместе с материалами дела.
    
    
    8. Обязательно ли уведомление лица, подавшего жалобу, о дате, времени и месте ее рассмотрения? В каких случаях жалоба может быть рассмотрена в отсутствие этого лица?
    
    Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях прямо не предусмотрена обязанность уведомления лица, подавшего жалобу, о дате, времени и месте ее рассмотрения. Однако такая обязанность вытекает из анализа положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в их совокупности.
    
    Так, главой 30 КоАП РФ предусмотрена очная процедура рассмотрения жалобы. В соответствии с частью 2 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении устанавливается явка физического или юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу, проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении жалобы в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения жалобы. Согласно части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Права лица на участие в производстве по делу об административном правонарушении при рассмотрении жалобы не должны обеспечиваться в меньшей степени, чем при рассмотрении дела. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
    
    В случае, когда лицо, обратившееся с жалобой, заявило ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие, уведомление указанного лица о дате, времени и месте рассмотрения жалобы не является обязательным.
    

    Протест прокурора на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается в порядке, установленном статьями 30.4-30.8 КоАП РФ. При опротестовании постановления по делу об административном правонарушении правовой статус прокурора как инициатора пересмотра постановления по делу приравнивается к правовому статусу лица, правомочного обратиться с жалобой, в связи с чем о дате, времени и месте рассмотрения протеста следует уведомлять прокурора, а не лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу. Последнему в соответствии с частью 2 статьи 30.8 КоАП РФ направляется копия принятого решения.
    
    
    9. Какие обстоятельства подлежат выяснению на стадии подготовки к рассмотрению жалобы?
    
    В соответствии со статьей 30.4 КоАП РФ должностное лицо, рассматривающее жалобу, на стадии подготовки к рассмотрению жалобы выясняет следующие обстоятельства:
    
    1) относится ли рассмотрение данной жалобы к компетенции данного должностного лица. Жалоба, поданная не в надлежащий таможенный орган, направляется по подведомственности в региональное таможенное управление (таможню), правомочное рассматривать жалобу, или передается должностному лицу, уполномоченному рассматривать данную жалобу от имени вышестоящего таможенного органа. При этом следует иметь в виду, что вышестоящий таможенный орган вправе принять к рассмотрению жалобу на постановление по делу, вынесенное любым таможенным органом в регионе его деятельности;
    
    2) может ли жалоба быть принята к рассмотрению: соблюден ли установленный для обжалования срок, не находится ли аналогичная жалоба на рассмотрении суда, отсутствуют ли иные обстоятельства, препятствующие рассмотрению жалобы. При наличии таких обстоятельств принимается решение об отказе в принятии жалобы к рассмотрению. В случае принятия жалобы к рассмотрению должностное лицо, которому передана жалоба для рассмотрения, извещает о дате, времени и месте рассмотрения жалобы лицо, обратившееся с жалобой, а также прокурора в случаях, если дело об административном правонарушении возбуждалось по инициативе прокурора либо рассматривалось с его участием, вызывает лиц, участие которых признано необходимым. К таким лицам могут быть отнесены понятой, в присутствии которого в ходе производства по делу совершались процессуальные действия, свидетель, специалист, эксперт, переводчик, а также лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу;
    
    3) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения жалобы данным должностным лицом (статья 29.2 КоАП РФ). При установлении таких обстоятельств жалоба передается начальнику таможенного органа, который самостоятельно ее рассматривает либо передает на рассмотрение другому должностному лицу. В случае если самоотвод заявлен начальником таможенного органа, жалоба направляется для рассмотрения в вышестоящий таможенный орган;
    

    4) заявлены ли лицом, обратившимся с жалобой, отводы и какие-либо ходатайства. В соответствии со статьей 24.4 ходатайства подлежат обязательному и немедленному рассмотрению. Удовлетворение ходатайства выражается в фактическом совершении требуемых лицом действий. Об отказе в удовлетворении ходатайства выносится определение, копия которого направляется лицу, обратившемуся с жалобой, в течение трех суток со дня его вынесения. Ходатайство, поступившее в таможенный орган после рассмотрения жалобы либо отказа в принятии жалобы к рассмотрению, а также повторное ходатайство, поданное по тем же основаниям, удовлетворению не подлежит, за исключением ходатайства о восстановлении срока обжалования, которое может быть удовлетворено после отказа в принятии жалобы к рассмотрению;
    
    5) имеются ли в производстве данного должностного лица другие жалобы, поданные этим же лицом. В случае нахождения в производстве нескольких жалоб, поданных одним и тем же лицом, их рассмотрение по возможности назначается на одну дату;
    
    6) имеется ли необходимость проведения дополнительных процессуальных действий либо истребования дополнительных материалов;
    
    7) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу (статья 24.5 КоАП РФ);
    
    8) иные обстоятельства, выяснение которых необходимо в целях разрешения жалобы в соответствии с требованиями закона.
    
    В случае установления необходимости проведения дополнительных процессуальных действий либо истребования дополнительных материалов должностным лицом, рассматривающим жалобу, решается вопрос о назначении экспертизы, в том числе повторной или дополнительной, принимаются меры к получению дополнительных материалов, запрашиваются заключения у соответствующих подразделений таможенных органов по вопросам, относящимся к их компетенции, проводятся иные необходимые процессуальные действия. Указанные процессуальные действия проводятся в порядке, предусмотренном соответствующими статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (статьи 26.4, 26.10 и др.).
    
    

    10. По каким основаниям рассмотрение жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть отложено и на какой срок?
    
    В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ должностное лицо, правомочное рассматривать жалобу, вправе принять решение об отложении рассмотрения жалобы в случаях:
    
    - неявки лица, обратившегося с жалобой, или прокурора, если отсутствуют сведения о надлежащем извещении их о дате, времени и месте рассмотрения жалобы;
    
    - неявки вызванных для участия в рассмотрении жалобы лиц, если их отсутствие препятствует рассмотрению жалобы по существу.
    
    Кроме того, статьями 30.4, 30.6 КоАП РФ таможенный орган наделен полномочиями по назначению и проведению экспертизы, истребованию дополнительных документов, вызову и заслушиванию свидетелей, экспертов, а также по проведению иных процессуальных действий на стадии подготовки к рассмотрению и рассмотрения жалобы с целью вынесения законного и обоснованного решения по жалобе и выполнения задач административного производства. Одновременно лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в соответствии со статьями 24.4 и 25.1 КоАП РФ имеет право заявлять ходатайства, в том числе об отложении рассмотрения жалобы, истребовании дополнительных материалов, проведении дополнительных процессуальных действий, которые подлежат обязательному и немедленному рассмотрению. Вместе с тем проведение указанных действий в установленный КоАП РФ 10-дневный срок рассмотрения жалобы в ряде случаев объективно невозможно.
    
    Таким образом, отложение рассмотрения жалобы в случае удовлетворения ходатайства лица об отложении рассмотрения жалобы, о назначении экспертизы или об истребовании дополнительных материалов, а также в случае реализации прав должностного лица, правомочного рассматривать жалобу, предусмотренных статьями 30.4 и 30.6 КоАП РФ, не противоречит положениям Кодекса. В противном случае конституционные права лиц на государственную и судебную защиту своих прав и свобод, а также права лиц, прямо предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, будут носить декларативный характер и не смогут быть реализованы в конкретной ситуации.
    
    Дата нового рассмотрения назначается с учетом времени, необходимого для устранения обстоятельств, послуживших основанием для отложения рассмотрения жалобы. О дате, времени и месте нового рассмотрения присутствующие при рассмотрении жалобы лица уведомляются под расписку.
    

    
    11. Могут ли представленные в ходе рассмотрения жалобы копии документов служить основанием для принятия решения по существу жалобы?
    
    Документы, подаваемые вместе с жалобой, а также представляемые при ее рассмотрении, могут служить основанием для принятия решения по существу жалобы, только если они представлены в оригиналах либо надлежащим образом заверенных копиях. При этом надлежащим образом заверенной признается копия, верность которой удостоверена нотариусом, иным лицом, которому такое право предоставлено законом, должностным лицом таможенного органа или сотрудником организации, выдавшей документ, копия которого прилагается.
    
    Документы, выданные компетентным органом иностранного государства и имеющие юридическую силу на территории этого государства, подлежат консульской легализации или удостоверению посредством проставления апостиля, если иное не предусмотрено международными договорами, участницей которых является Российская Федерация.
    
    В случае, если у должностного лица, рассматривающего жалобу, имеются сомнения в подлинности либо надлежащем заверении представленных документов при подготовке к рассмотрению жалобы и ее рассмотрении должны быть приняты соответствующие меры по их проверке.
    
    
    12. Возможно ли приостановление срока рассмотрения жалобы в случае, если запрашиваемые в связи с жалобой материалы дела об АП находятся в органах прокуратуры или органах предварительного следствия?
    
    Главой 30 КоАП РФ процедура приостановления срока рассмотрения жалобы не предусмотрена.
    
    Согласно статье 30.5 КоАП РФ жалоба подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд, орган, должностному лицу. Следовательно, течение срока рассмотрения жалобы начинается после получения должностным лицом материалов дела и нет надобности в приостановлении этого срока до их поступления.
    
    В случае невозможности представления дела об административном правонарушении в вышестоящий таможенный орган в связи с нахождением материалов дела в органах прокуратуры или предварительного следствия, таможенный орган, вынесший постановление о привлечении к административной ответственности, информирует вышестоящий таможенный орган о причинах, обусловивших задержку их направления, предпринимает меры к их получению. По устранении причин, препятствующих направлению дела, запрос вышестоящего таможенного органа о представлении дела об административном правонарушении подлежит незамедлительному исполнению.
    
    

    13. Допускается ли ведение протокола рассмотрения жалобы?
    
    В соответствии с положениями части 2 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы разрешаются заявленные отводы и ходатайства, заслушиваются объяснения лиц, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении, заслушиваются показания других лиц, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия. В целях удостоверения совершения должностным лицом, рассматривающим жалобу, и иными участниками производства действий, предусмотренных на стадии рассмотрения жалобы, а также в целях удостоверения соблюдения прав лица, обратившегося с жалобой, может вестись протокол рассмотрения жалобы.
    
    В протокол вносятся сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении жалобы; о разъяснении указанным лицам их процессуальных прав и обязанностей; об ознакомлении лица, в отношении которого вынесено постановление по делу, его законного представителя или защитника с делом об административном правонарушении и дополнительно представленными документами; о заявленных на стадии рассмотрения жалобы отводах и ходатайствах и результатах их разрешения; об исследовании доказательств; объяснения лица, в отношении которого вынесено постановление, показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и эксперта; назначенные дата и время нового рассмотрения жалобы, если принято решение об отложении ее рассмотрения; другие сведения, которые по мнению должностного лица, рассматривающего жалобу, необходимо внести в протокол.
    
    Протокол подписывает должностное лицо, рассматривающее жалобу. Лица, участвующие в рассмотрении жалобы, вправе знакомиться с протоколом рассмотрения жалобы, представлять свои замечания относительно полноты и правильности его составления. Об ознакомлении с протоколом рассмотрения жалобы в протоколе делается соответствующая отметка.
    
    Ведение протокола рассмотрения жалобы не противоречит положениям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и призвано обеспечить в полном объеме соблюдение и реализацию прав лица, обратившегося с жалобой, а также фиксацию совершаемых на стадии рассмотрения жалобы процессуальных действий.
    
    

    14. Какие сведения должно содержать решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы?
    
    В соответствии с частью 2 статьи 30.7 КоАП РФ решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должно содержать сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ.
    
    Помимо указанных сведений в установочной части решения по жалобе рекомендуется указывать сведения, отражающие процедуру подготовки и рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении: дату поступления жалобы, материалов дела, рассматривалось ли дело в присутствии привлекаемого к ответственности лица, если нет - было ли оно надлежащим образом уведомлено, процессуальные действия, проводимые на стадии подготовки к рассмотрению и рассмотрения жалобы, имеющие значение для принятия решения.
    
    В мотивировочной части решения дается оценка приведенным в жалобе доводам, имеющим юридический характер, а также указываются основания для принятия решения по жалобе.
    
    В резолютивной части решения об отмене постановления и прекращении производства по делу, а в необходимых случаях также решения об изменении постановления по делу дополнительно должен быть решен вопрос о судьбе изъятых вещей и документов, товаров, транспортных средств и иных вещей, на которые наложен арест, об издержках по делу.
    
    В решении по жалобе должен быть также решен вопрос об издержках, возникших в связи с рассмотрением жалобы (если таковые имеются), в соответствии со статьей 24.7 КоАП РФ.
    
    
    15. Правомерно ли отказывать в принятии жалобы к рассмотрению, если прошел достаточно продолжительный срок со дня направления лицу копии постановления по делу об административном правонарушении, однако у лица, рассматривающего жалобу, отсутствуют сведения о получении лицом копии постановления?
    
    Согласно части 1 статьи 30.3 КоАП РФ десятидневный срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении начинает исчисляться со дня:
    
    - вручения копии постановления;
    
    - получения копии постановления.
    
    Неполучение лицом, в отношении которого велось производство по делу об административном правонарушении, копии постановления свидетельствует о том, что предусмотренный Кодексом срок обжалования не начал течь. Таким образом, при отсутствии у должностного лица, рассматривающего жалобу, сведений о получении лицом копии постановления вынесение решения об отказе в принятии жалобы к рассмотрению в связи с несоблюдением установленного срока обжалования является необоснованным.
    (Пункт дополнительно включен письмом ГТК России от 15 декабря 2003 года N 27-14/48745)
    
    
    16. Приостанавливается ли исполнительное производство по делу об административном правонарушении в случае восстановления пропущенного срока обжалования постановления по делу?
    
    В соответствии с частью 2 статьи 31.2 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу. Вступление постановления в законную силу обусловлено истечением установленного Кодексом срока для обжалования постановления по делу об административном правонарушении (пункт 1 статьи 31.1 КоАП РФ).
    
    В случае восстановления пропущенного срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении жалоба считается поданной в установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ срок, в связи с чем постановление не подлежит исполнению до момента вступления в законную силу решения по жалобе.
    
    Кроме того, согласно части 1 статьи 31.6 Кодекса в случае принесения протеста на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении исполнение постановления приостанавливается. Следовательно, иной подход означал бы, что при подаче жалобы и принесении протеста лица, в отношении которых велось производство по делам об административных правонарушениях, были бы поставлены в неравные условия перед законом, что противоречило бы статье 19 Конституции Российской Федерации.
    
    Таким образом, в случае удовлетворения ходатайства лица о восстановлении пропущенного срока обжалования должностное лицо, рассматривающее жалобу, принимает меры к уведомлению таможенного органа, должностным лицом которого вынесено обжалуемое постановление, о восстановлении срока обжалования и необходимости приостановления исполнения постановления о назначении административного наказания. Если к моменту получения такого уведомления постановление по делу об административном правонарушении уже исполнено, поворот исполнения постановления не производится до вступления в законную силу решения по жалобе.
    (Пункт дополнительно включен письмом ГТК России от 15 декабря 2003 года N 27-14/48745)
    
    
    17. Включает ли в себя право лица, в отношении которого ведется производство по делу, знакомиться со всеми материалами дела, в том числе в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, право снимать копии документов и делать выписки из них?
    
    В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении. Кодексом не установлены ограничения по способам ознакомления с материалами дела об административном правонарушении, в связи с чем лицо, обратившееся с жалобой, вправе при ознакомлении с материалами дела снимать копии документов, делать из них выписки. Аналогичные права лица, участвующего в деле, предусмотрены также статьями 41 АПК РФ и 35 ГПК РФ. Тот факт, что АПК РФ и ГПК РФ наряду с правом лица знакомиться с материалами дела отдельно закрепляют право лица снимать копии документов и делать выписки из них, не свидетельствует о том, что последнее находится в разрыве от права знакомиться с материалами дела и, следовательно, ограничено в случае отсутствия его отдельного нормативного закрепления.
    
    Ограничение лица в реализации права знакомиться с материалами дела противоречит положениям статей 24, 29 и 55 Конституции Российской Федерации. Кроме того, согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 18 февраля 2000 года N 3-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 5 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина Б.А.Кехмана" данное право лица может быть ограничено исключительно федеральным законом. Причем законодатель обязан гарантировать соразмерность такого ограничения конституционно признаваемым целям его введения.
    
    Вместе с тем порядок реализации права на ознакомление с материалами дела должен определяться с учетом времени работы таможенного органа, техническими возможностями, а также иными конкретными обстоятельствами.
    (Пункт дополнительно включен письмом ГТК России от 15 декабря 2003 года N 27-14/48745)
    
    
    18. К компетенции какого таможенного органа, должностного лица относится рассмотрение жалобы (протеста прокурора) на постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, вынесенное в порядке, предусмотренном статьей 28.9 КоАП РФ?
    
    В соответствии со статьей 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
    
    Постановление по делу об административном правонарушении о назначении наказания или о прекращении производства по делу на стадии рассмотрения дела выносится соответствующим должностным лицом от имени таможенного органа (статья 23.8 КоАП РФ). Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении до передачи дела на рассмотрение в соответствии со статьей 28.9 КоАП РФ выносится должностным лицом также не от собственного имени, а от имени таможенного органа. Таким образом, компетенцией по рассмотрению жалобы (протеста прокурора) на такое постановление наделен вышестоящий таможенный орган, а не вышестоящее должностное лицо (начальник этого таможенного органа или его заместитель).
    
    Кроме того, представляется, что процессуальное положение лица, в отношении которого велось производство по делу об административном правонарушении, не может зависеть от того, каким именно должностным лицом принято окончательное решение по делу (сотрудником отдела административных расследований либо лицом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях).
    (Пункт дополнительно включен письмом ГТК России от 15 декабря 2003 года N 27-14/48745)
    
    
    19. Каков порядок действий должностного лица, правомочного рассматривать жалобу, в случае, когда в РТУ поступает протест на постановление по делу об административном правонарушении, обжалованное лицом в суд?
    
    В соответствии с частью 2 статьи 30.1 КоАП РФ в случае, если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд. Таким образом, при поступлении в РТУ протеста прокурора на постановление по делу об административном правонарушении, обжалованное лицом в суд, должностное лицо, правомочное рассматривать жалобу, письмом на бланке таможенного органа уведомляет прокурора о невозможности рассмотрения протеста по существу.
    
    Направление в указанном случае протеста прокурора на рассмотрение по подведомственности в суд в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 30.4 Кодекса, является неправомерным, поскольку в данном случае рассмотрение протеста относится к компетенции РТУ, он не может быть рассмотрен по существу только в силу положений части 2 статьи 30.1 КоАП РФ.
     (Пункт дополнительно включен письмом ГТК России от 15 декабря 2003 года N 27-14/48745)
    
    
    

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
подготовлена юридическим
бюро