Правовое регулирование территориальных разграничений государств
Вопрос:
Расскажите о правовом регулировании территориальных разграничений государств.
Ответ:
Рассматривая проблемы правового режима государственной территории, нельзя обойти вопрос о границах государств. Очень часто на протяжении всей истории границы государств устанавливались силой. Поэтому, очевидно, С.Н.Бабурин считает, что попытки в любой отдельно взятой границе отыскать действие некой исторической закономерности и безусловное торжество справедливости беспочвенны (1). Границы государств - это границы реального жизненного пространства населяющих их народов. По словам Н.А.Ушакова, государственные границы представляют собой линии, обозначенные на картах (а при малейшей возможности и на местности), и проходящие по этим линиям вертикальные поверхности до границы земного пространства с космосом, с одной стороны, и с другой стороны - до центра Земли в глубь ее недр, а практически - на доступную для проникновения в недра глубину (2). В статье 1 Закона Российской Федерации "О государственной границе Российской Федерации" от 1 апреля 1993 года дано определение государственной границы РФ, под которой понимается линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета РФ. Различают сухопутные, водные и воздушные границы государственной территории.
_________________________
(1) Бабурин С.Н. Территория государства. М., 1997. С.195.
(2) Клименко Б.М., Ушаков Н.А. Нерушимость границ - условие международного мира. М.: Наука, 1975. С.37.
Многие исследователи затрагивают в своих работах проблему "естественных границ". Само понятие "естественных границ" впервые появилось еще в древности. Так, например, Страбон писал в начале I века н.э. о природных границах между греческими городами-государствами, имея в виду реки. А приступая к описанию Азии, он предпочел разделить это описание "ради ясности известными естественными границами" (3). Наиболее часто в качестве естественных границ территории государств выступали и выступают моря, реки и горы. Так, Рейн и Дунай были естественными северными границами древней Римской империи, а островное положение Англии во многом предопределило само развитие этой державы. Марксизм критически относился к идее естественных границ. Так, Б.М.Клименко, воспроизводя общий смысл теории "естественных границ", в частности теории "естественных рельефных границ", не смог скрыть своего критически-ироничного отношения к данной теории: "ее (т.е. теории "естественных рельефных границ" - авт.) сторонники считали, что государства должны отделяться друг от друга крупными природными преградами и рубежами - горными хребтами и степями, морями и реками, которые сами по себе являются естественным разграничением, создающим благоприятные условия для развития государства и обороны его границ. Отсюда делается вывод о том, что если государство не имеет подобных границ, то оно вправе завоевывать чужие территории до тех пор, пока не достигнет таких границ" (4).
_________________________
(3) Бабурин С.Н. Территория государства. М., 1997. С.215.
(4) Курс международного права. Том 3. отв. ред. Н.А.Ушаков. М., 1990. С.21.
Трудно, однако, спорить со словами К.Маркса и Ф.Энгельса о том, что если границы должны определяться военными интересами, "то претензиям не будет конца, ибо всякая военная линия по необходимости имеет свои недостатки…" и "самая совершенная граница имеет свои слабые стороны, которые можно исправлять и улучшать, и если нет нужды стесняться, то эти аннексии можно продолжать без конца" (5). Но проблему естественных границ нельзя сводить к претензиям на изменение границ. Ведь сам Ф.Энгельс, характеризуя становление буржуазных цивилизаций, отмечал, что они распространялись вдоль морских берегов и по течению больших рек. Именно о естественных границах государственных территорий говорит Энгельс, утверждая, что Дунай, Альпы, скалистые горные преграды Богемии - основы существования "австрийского варварства и австрийской монархии" (6). Что ж, пожалуй, трудно отрицать влияние естественных природных преград на формирование современных границ, но опираться при разграничении территории целиком только на них, конечно, нельзя.
_________________________
(5) Бабурин С.Н. Территория государства. М., 1997. С.216.
(6) Там же.
Говоря о режиме государственной границы, можно выделить наличие нескольких условий: сохранность территории государства; международное признание; международное установление. Сохранность территории государства предполагает, по словам С.Н.Бабурина, установление пределов государства (а именно в этом состоит задача границ между государствами), предостережение населения соседних государств о начале или прекращении юрисдикции требует фактического действия, подкрепленного правовым установлением (7). Правовое оформление сохранности территории государства осуществляется через процедуры их признания и установления. Международно-признанными государственными границами называют линии разграничения государственных территорий или линии отграничения территории государства от территорий с другим правовым режимом, прохождение которых согласовано сопредельными государствами. Международное признание границ может осуществляться и многосторонними межгосударственными договорами. Признание границ неразрывно связано с их международным установлением. Международное установление границ предполагает определенную правовую процедуру, выработанную за долгий период межгосударственных отношений. Эта процедура складывается из двух дополняющих друг друга процессов: для международного установления границы должны быть делимитированы и демаркированы. Делимитация государственной границы означает описание в договоре либо максимально точное непосредственное обозначение линии ее прохождения на специальных картах, составляющих неотъемлемую часть межгосударственного договора. Демаркация границы есть процесс проведения и обозначения линии границы на местности, дополняемый соответствующим описанием в протоколах о демаркации границы. При делимитации государством своей границы с территорией, имеющей другой правовой статус (открытым морем, территорией с переходным правовым режимом), эта граница считается международно-признанной и установленной, если линия ее прохождения явно или хотя бы молчаливо признается другими государствами. Между процедурами делимитации и демаркации достаточно часто случаются существенные временные разрывы, когда утвержденные правовым образом границы на местности длительное время не обозначаются.
________
(7) Бабурин С.Н. Территория государства. М., 1997. С.216.
Юридический центр "ЛЕКС"
СПб, Московский пр., д.7
тел.: 310-43-05
mailto: [email protected]
25 июня 2003 года N Ю3679