Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/901866343.htm


Коммерческий подкуп


 Вопрос:


    Правда ли, что есть новый Закон, согласно которому пойманный с поличным взяточник, работающий в коммерческой организации, не может быть привлечен к уголовной ответственности без согласия руководства организации?

    

 Ответ:


    В статье 204 УК коммерческий подкуп определен как незаконное получение лицом, выполняющем управленческие функции в коммерческой организации, денег, ценных бумаг и иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера, за совершение действий (бездействий) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебного положения". К уголовной ответственности могут быть привлечены как получающий, так и дающий (п.1 ст.204 УК).
     
    В УК, вступившем  в силу с 12 января 1997 года, состав преступления содержится в главе 23 Особенной части кодекса, которая предусматривает ответственность за преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях.
    
    Действительно, должностные преступления совершаемые представителями власти, государственными и муниципальными служащими, принципиально отличаются от злоупотреблений лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих и некоммерческих  организациях, не являющихся государственными либо муниципальными органами и учреждениями; первые из них наделены публично-правовыми, властными полномочиями, выступая в роли представителей государства или органов местного самоуправления.
    
    Поэтому совершаемые ими должностные преступления хотя и сопровождаются зачастую причинением конкретного имущественного, морального или физического вреда, но специфически именно по своим политическим последствиям. Они посягают, прежде всего, на авторитет государственной (местной) власти дискредитируют ее, нарушают установленный порядок отправления государственной службы.
    
    В то же время у деяний, предусмотренных статьями главы 23 Уголовного кодекса Российской Федерации, иной основной объект посягательства.
    
    Совершающие эти преступления получают полномочия не от избирателей или государства, а от собственников или учредителей соответствующих организаций. То есть, подчеркнем, они не выполняют государственно-властных функций.
    
    Общественные отношения, в которых они выступают, регулируются в основном гражданским и финансовым, в частности налоговым, законодательством. Злоупотребления своими полномочиями, совершаемые этими лицами, не направлены непосредственно против государственной власти, интересов государственной или муниципальной службы. Они представляют общественную опасность главным образом вследствие причинения конкретного, как правило, имущественного, ущерба.
    
    Отметим, однако, что в целом такие преступления подрывают финансовую систему государства, безопасность предпринимательских отношений и не способствуют воспитанию правосознания, вследствие чего за их совершение предусмотрена уголовная ответственность. Поэтому государство как бы берет под защиту и контроль и эту сферу общественной жизни.
    
    Отныне справедливые сетования следователей и прокуроров на то, что уголовно-правовая борьба с банковскими и иными нарушениями затруднена в связи с нераспространением понятия должностного лица на руководящих работников банков и других коммерческих учреждений, в значительной степени удовлетворены. Попутно, кстати, отметим, что с предложениями о включении в число должностных лиц тех, кто выполняет управленческие функции в коммерческих организациях, согласиться нельзя.
    
    Представим себе ситуацию, когда сотрудник банка получает какое-либо вознаграждение за действия, совершенные в интересах получателя кредита, но не причинившие, однако, вреда банку. Будь банковский служащий субъектом должностного преступления, надо было бы возбуждать в отношении него уголовное дело и сам факт взяточничества.
    
    Естественно, подобное выглядело бы достаточно нелепо. Очевидно. Из подобных соображений решено было отграничить должностных лиц от лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях, выделив последние в качестве отдельного субъекта преступлений, а совершаемое ими общественно опасное деяние - в отдельную главу.
   
    Ответственность за коммерческий подкуп в зависимости от обстоятельств дела при простом, не отягченном составе преступления ответственность может наступать как в виде штрафа в размере от 500 до 800 МРОТ, так и в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 2 лет, ограничение свободы на срок до 3 лет, а также лишение свободы на тот же срок.
    
    Ужесточается наказание при таких квалифицирующих признаках, как неоднократность, предварительный сговор группой лиц или организованной группой и сопряженность коммерческого подкупа с вымогательством. Решая вопрос о наличии в действиях лица состава преступления, предусмотренного статьей 204 УК РФ, следует исходить из того, что под коммерческой организацией в соответствии со ст.50 ГК РФ следует понимать организацию (юридическое лицо), которое в качестве основной цели своей деятельности преследует извлечение прибыли (например, хозяйственное товарищество и общество, производственный кооператив, государственное и муниципальное унитарное предприятие). При этом необходимо учитывать, что унитарное предприятие, являясь в силу статьи 113 ГК РФ коммерческой организацией, не наделено правом собственности на закрепленное за ним собственником (учредителем) имущество, в отношении которого оно осуществляет лишь хозяйственное ведение или оперативное управление (ст. ст.114, 115 ГК РФ).
    
    Обратимся теперь к понятию предмета взятки или коммерческого подкупа.
    
    По смыслу закона предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера. Оказываемые безвозмездно. Но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартир, строительство дачи и т.п.). Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами.
     
    Дача взятки или незаконное вознаграждение при коммерческом подкупе, а равно их получение должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, считается оконченными с момента принятия  получателем хотя бы части предаваемых ценностей.
    
    Укажем также, что в случае, когда должностное лицо или лицо, осуществляющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, отказалось принять взятки или предмет коммерческого подкупа, взяткодатель или лицо, передающее предмет взятки или подкупа, несет ответственность за покушение на преступление, предусмотренное статьей 291 УК РФ или соответствующей частью статьи 204 УК РФ.
    
    Если же обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, пытавшихся передать или получить предмет взятки или подкупа, содеянное ими следует квалифицировать как покушение на получение либо дачу взятки или незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе.
         
   

Адвокат Топалян Р.Г.

Санкт-Петербургская
Адвокатская Коллегия "Нарышкиных"

Вознесенский пр., д.41,
тел.: 314-85-27, 312-87-84
круглосуточно
e-mail: [email protected]
http://www.naryishkin.spb.ru

18 мая 2003 года N Ю3714