Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/901871329.htm


Налоговые органы вправе определять суммы налогов,
подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет,
расчетным путем на основании имеющейся у них
информации о налогоплательщике


 Вопрос:                        


    Просим разъяснить, каким образом определяется сумма НДС, причитающегося уплате в бюджет, в случае, если у налогоплательщика бухгалтерский учет ведется частично либо не ведется вообще? Учитывается ли при этом специфика деятельности налогоплательщика? Может ли налогоплательщик-покупатель претендовать на вычет предъявленного ему продавцом “входного” НДС, если счета-фактуры заполнены неправильно либо отсутствуют вообще?


 Ответ:                                            


    Пунктом 6 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.94 N 1006 “Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей” (указанный пункт отменен Указом Президента Российской Федерации от 03.08.99 N 977 “О приведении актов Президента Российской Федерации в соответствие с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации”) было установлено, что налоговые органы имеют право в случаях отсутствия или запущенности ведения учета объектов налогообложения определять суммы налогов, подлежащих внесению плательщиками в бюджет, расчетным путем на основании данных по иным аналогичным плательщикам.
    
    В настоящее время аналогичная норма содержится в подпункте 7 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.07.99 N 154-ФЗ), а именно: налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.
    
    Таким образом, в случае отсутствия у налогоплательщика бухгалтерского учета или учета объектов налогообложения налоговые органы имеют право исчислять суммы налога, подлежащие уплате, расчетным путем на основании данных по иным аналогичным налогоплательщикам. Что касается счетов-фактур, то счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ. Однако если у налогоплательщика отсутствуют счета-фактуры либо они составлены и выставлены с нарушением порядка, предусмотренного пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, то они не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога на добавленную стоимость к вычету или возмещению. Кроме того, статьей 120 Налогового кодекса Российской Федерации установлена ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения. Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, регистров бухгалтерского учета, систематическое несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.



    О.В.Сердюк,
действительный государственный
советник налоговой службы
Российской Федерации III ранга

Материал предоставлен МНС РФ
Источник: официальный сайт www.nalog.ru


10 августа 2001 года N МВ726