Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/901872278.htm

  

Работодатели, в отношении которых установлены квоты для приема на работу граждан,
особо нуждающихся в социальной защите, не вправе отказать данной категории граждан
в приеме на работу в пределах установленных квот

    
    

 Вопрос:

     
    Из службы занятости нам прислали договор о квотировании рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. Возможно ли отказаться от заключения данного договора?
    

г.Стрежевой, Томская обл.

         
    

 Ответ:

    Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, определенными в ее статье 7 (ч.1), предусматривает установление государственных гарантий реализации гражданами конституционных прав на труд, охрану труда и здоровья, социальную защиту от безработицы (статья 7, часть 2; статья 37, часть 3; статья 39, часть 2). В силу указанных положений Конституции Российской Федерации правовые основы обеспечения социальной защиты от безработицы круг лиц, на которых она распространяется, условия и порядок ее предоставления закрепляются законом, в том числе исходя из имеющихся у государства материально-финансовых средств и иных возможностей.
    
    Федеральный законодатель, реализуя свою компетенцию по регулированию этой сферы общественных отношений, определил в Законе Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения и установил гарантии реализации гражданами права свободно избирать род деятельности и профессию, а также право на защиту от безработицы (статья 37, части 1 и 3 Конституции Российской Федерации).
    
    В соответствии с абзацем 6 части 2 статьи 5 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" одним из направлений государственной политики в области содействия занятости населения является обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. К данной категории граждан в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" относятся:
    
    инвалиды;
    
    граждане, имеющие на содержании лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа необходимы постоянный уход, помощь или надзор;
    
    лица, осужденные к лишению свободы и не обеспеченные работой по независящим от них причинам;
    
    лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание;
    
    несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет;
    

    лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости);
    
    беженцы и вынужденные переселенцы;
    
    граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей;
    
    одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов;
    
    семьи, в которых оба родителя признаны безработными;
    
    граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф).
    
    Статья 25 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" обязывает работодателей оказывать содействие в обеспечении занятости населения на основе:
    
    соблюдения условий договоров, регулирующих трудовые отношения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    
    реализации мер, предусмотренных трудовым законодательством, коллективными договорами и соглашениями по защите работников в случае приостановки производства или увольнения работников;
    
    оказания помощи в трудоустройстве, профессиональной подготовке и предоставления сверх установленной законодательством Российской Федерации дополнительной материальной помощи увольняемым работникам за счет средств организаций и других работодателей;
    
    создания условий для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работающих. При исчислении налогооблагаемой прибыли сумма балансовой прибыли организаций уменьшается на сумму средств, затраченных работодателями на эти цели;
    
    разработки и реализации мероприятий, предусматривающих сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников, их социальную защиту, улучшение условий труда и иные льготы;
    
    соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов;
    
    трудоустройства определяемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан.
    
    Кроме этого, работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости:
    

    сведения о применении в отношении данной организации процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;
    
    информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
    
    Как следует из приведенной выше статьи 25 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", работодатель обязан трудоустроить инвалидов в пределах устанавливаемых квот и граждан, особо нуждающихся в социальной защите, в количестве, определяемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
    
    Обязанность по трудоустройству инвалидов организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности в пределах квот, устанавливаемых в соответствии с пунктом 15 статьи 4 Федерального закона от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральными органами государственной власти, предусмотрена статьями 20 и 21 Федерального закона от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Статья 21 Федерального закона от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определяет правила установления квоты для приема на работу инвалидов, в соответствии с которыми организациям, численность работников в которых составляет более 30 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
    
    Механизм установления квоты в организациях в соответствии с частью 3 статьи 21 Федерального закона от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
    
    От обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов освобождаются общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.
   
    Необходимо отметить, что специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов (рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов) должны создаваться за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, за исключением рабочих мест для инвалидов, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание (для данной категории инвалидов специальные места создаются за счет средств работодателей - причинителей вреда).
    

    Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.
    
    В соответствии с частью 2 статьи 24 Федерального закона от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:
    
    1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;
    
    2) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;
    
    3) предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
    
    В случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов часть 4 статьи 21 Федерального закона от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" обязывает работодателей ежемесячно вносить в бюджеты субъектов Российской Федерации обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты. Размеры и порядок внесения работодателями указанной платы определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
    
    Кроме этого, отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты в соответствии с частью 1 статьи 5.42 Кодекса об административных правонарушениях РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц (руководителей организаций-работодателей независимо от их организационно-правовых форм; иных должностных лиц этих организаций, осуществляющих обязанности по приему на работу граждан) в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.
    
    Порядок обеспечения занятости иных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите, квоты рабочих мест для приема на работу данной категории граждан, ответственность за отказ работодателя в приеме на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите, в установленных пределах, федеральным законодательством не предусмотрены. Однако, органы исполнительной власти РФ и органы местного самоуправления вправе на основании статьи 25 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" устанавливать число граждан, особо нуждающихся в социальной защите, подлежащих трудоустройству в организациях независимо от организационно-правовой формы и формы собственности.
    
    В целях реализации данного права Государственной думой Томской области был принят Закон Томской области от 17 ноября 1998 года N 30-ОЗ "О квотировании рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы", определяющий правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест для отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, а Главой города Стрежевого Томской области было принято постановление от 07.07.2003 "О квотировании рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы на 2003 год", устанавливающее организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности размер квоты на создание или выделение существующих рабочих мест для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поисках работы на 2003 год.
    

    Необходимо отметить, что отсутствие в Кодексе об административных правонарушениях РФ ответственности за отказ в приеме на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите (за исключением инвалидов) не означает отсутствие административной ответственности за совершение данных действий, поскольку в соответствии со статьей 1.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса об административных правонарушениях РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. В связи с этим субъекты Федерации полномочны принимать законы, предусматривающие ответственность за отказ в приеме на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите.
    
    Изложенное позволяет говорить о том, что работодатели, в отношении которых установлены квоты для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите, не вправе отказать данной категории граждан в приеме на работу в пределах установленных квот, в противном случае они обязаны будут ежемесячно вносить в бюджеты субъектов Российской Федерации обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты, а должностные лица данных работодателей будут привлечены к административной ответственности. Отказ в приеме на работу данной категории граждан будет правомерен в том случае, если работодателем в пределах данных квот самостоятельно будут приняты на работу граждане, особо нуждающиеся в социальной защите. Право работодателя принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся к нему, на равных основаниях с гражданами, имеющими направление органов службы занятости закреплено статьей 26 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
    
    

Берназ Л.П.,
ведущий специалист
ЗАО "Юридический центр
"Северо-Западный регион"
тел. 324-66-75, тел/факс 176-78-64


27 августа 2003 года N Ю4016