Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/901873432.htm


 Вопрос:

    Обращение к Вам вызвано необходимостью приведения в соответствие с действующим законодательством отдельных норм Положения ЦБ РФ от 25.03.97 N 56 "О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации" (далее - Положение).
    
    Как известно, в некоторых регионах определенная часть обособленных подразделений клиентов коммерческих банков располагается в труднодоступных местностях на значительном удалении от своих головных структур. По этой причине местные подразделения Российского объединения инкассации и кредитные организации региона, осуществляющие операции по инкассации, отказываются от обслуживания таких клиентов, в связи с чем эти клиенты и банки, в которых у них открыты расчетные счета, вынуждены заключать трехсторонние договоры (банк - организация федеральной почтовой связи - клиент) на инкассацию денежных средств с использованием соответствующих структур федеральной почтовой связи, предметом деятельности которых, согласно их уставам, является, в частности, инкассация денежных средств и ценностей.
    
    Легитимность таких договоров подтверждается рядом нормативных правовых актов.
    
    Так, согласно подп.5 ч.1 ст.5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", инкассация денежных средств относится к банковским операциям.
    
    В соответствии со ст.8 Федерального закона от 03.02.96 N 17-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности"" (в ред. Федерального закона от 08.07.99 N 137-ФЗ) осуществление отдельных банковских операций федеральной службой почтовой связи регулируется специальным федеральным законом.
    
    Частью 3 ст.18 Федерального закона "О почтовой связи" организации федеральной почтовой связи уполномочены осуществлять инкассацию и доставку денежной выручки.
    
    Упомянутые трехсторонние договоры на инкассацию денежных средств соответствовали также п.1.8 Положения в прежней редакции. Однако Указанием ЦБ РФ от 23.04.2001 N 960-У в этот пункт внесены серьезные изменения. Согласно его новой редакции кредитная организация вправе осуществлять инкассацию денежных средств и ценностей либо самостоятельно, либо на договорных условиях через другие кредитные организации, осуществляющие операции по инкассации, а также через Российское объединение инкассации. Подобная редакция исключает возможность привлечения банками к инкассаторской деятельности организаций федеральной почтовой связи, что противоречит действующим федеральным законам, приведенным выше, и существенно затрудняет деятельность кредитных организаций, связанную с инкассацией.
    
    С учетом изложенного Ассоциация российских банков обращается к Вам, уважаемый Виктор Владимирович, с просьбой рассмотреть вопрос о внесении необходимых изменений в п.1.8 Положения.
    
    

Президент АРБ
С.Е.Егоров

Письмо Ассоциация Российских Банков
от 16 июля 2001 года N А-02/5-406

    
  

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 26 июля 2001 года N 02-29-1/2761


[О внесении изменений в Положение ЦБ РФ N 56]


    Центральный банк Российской Федерации рассмотрел Ваше письмо от 16 июля 2001 года N А-02/5-406 и сообщает следующее.
    
    В соответствии со ст.5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц относятся к одной банковской операции. Статья 13 указанного Закона предусматривает обязательное лицензирование вышеназванной операции.
    
    Под инкассацией понимается операция по доставке денежных средств клиентов при наличии безусловного и ничем не ограниченного обязательства правоспособной стороны, осуществляющей эту операцию, по зачислению указанных средств на счет клиента в строго установленные сроки, но не позднее следующего рабочего дня. При этом инкассация и кассовое обслуживание могут производиться кредитными организациями только при наличии оборудованного в соответствии с требованиями Банка России кассового узла.
    
    В соответствии со ст.1 Федерального закона от 8 июля 1999 года N 137-ФЗ "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" совершение отдельных банковских операций федеральной службой почтовой связи регулируется специальными федеральными законами.
    
    Статья 18 Федерального закона "О почтовой связи" предусматривает возможность осуществления организациями почтовой связи общего пользования инкассации и доставки денежной выручки.
    
    К денежной выручке относится денежная наличность, поступающая в кассы предприятий, организаций и учреждений за проданный товар, выполненную работу или оказанную услугу.
    
    Следовательно, законодатель строго ограничил сферу возможных операций организаций почтовой связи общего пользования с наличными деньгами исключительно областью инкассации и доставки денежной выручки.
    
    С учетом изложенного организации почтовой связи общего пользования могут осуществлять операции по инкассации и доставке денежной выручки, образующейся только в процессе выполнения возложенных на почтовую связь задач и функций. Для совершения этих операций лицензия Банка России не требуется.
    
    

Первый заместитель
Председателя ЦБ РФ
А.В.Войлуков

    
    

    
Текст документа сверен по:
"Налогообложение, учет и отчетность
в коммерческом банке",
N 11 (33), 2001 год