Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/901873433.htm


 Вопрос:

    


АССОЦИАЦИЯ РОССИЙСКИХ БАНКОВ

ПИСЬМО

от 2 августа 2001 года N А-02/5-443


    В июле с.г. Ассоциация российских банков направила в Центральный банк РФ обращение с просьбой рассмотреть вопрос о возможности внесения необходимых изменений в п.1.8 Положения ЦБ РФ от 25.03.97 N 56 "О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации" (далее - Положение).
    
    Полученный ответ вызывает серьезные сомнения не только относительно обоснованности изложенных в нем выводов, но и по поводу того, рассматривалось ли обращение Ассоциации по существу вообще.
    
    На наш взгляд, без достаточных к тому оснований в ответе содержится утверждение, согласно которому организации почтовой связи могут осуществлять операции по инкассации денежной выручки, образующейся только в процессе выполнения задач и функций, возложенных на почтовую связь.
    
    Однако нормативные правовые акты свидетельствуют об ином. В соответствии со ст.18 Федерального закона "О почтовой связи" организации федеральной почтовой связи действуют на основании уставов и инкассацию денежной выручки осуществляют на договорной основе. Если следовать логике, присутствующей в ответе ЦБ РФ, получается, что договорные отношения по инкассации денежной выручки организации почтовой связи устанавливают сами с собой. Из норм же ГК РФ следует, что договоры могут заключаться только между двумя и более сторонами.
    
    Согласно п.4.1, 4.4 и 5.1 Устава государственного унитарного предприятия "Главный центр специальной связи Министерства связи РФ" (далее - ГЦСС), утвержденного министром связи РФ и зарегистрированного Московской регистрационной палатой (извлечения прилагаются), ГЦСС наряду с другими видами деятельности осуществляет инкассацию и доставку валютных средств Российской Федерации и иностранных валютных средств учреждений, организаций, предприятий и других юридических лиц на основе заключенных с ними договоров.
    
    Таким образом, утверждение о том, что организации почтовой связи вправе осуществлять инкассацию только своей денежной выручки, следует признать противоречащим нормам права.
    
    Вызывает удивление ответ Банка России и по своей сути. Ассоциация обращала внимание на необходимость приведения Положения в соответствие с действующим законодательством. В ответе же эта проблема вообще не обсуждается и речь в нем идет совершенно о другом: о возможности почтовой связи осуществлять инкассаторскую деятельность без лицензии ЦБ РФ, что у Ассоциации и не вызывало никаких сомнений.
    
    С учетом изложенного Ассоциация российских банков обращается к Вам, уважаемый Виктор Владимирович, с просьбой еще раз вернуться к обсуждению первоначального обращения АРБ и рассмотреть вопрос о возможности внесения необходимых изменений в п.1.8 Положения.
    
    

Президент АРБ
С.Е.Егоров

    
         
    

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 10 августа 2001 года N 01-29-1/2992


[О внесении изменений в Положение ЦБ РФ N 56]


    Центральный банк Российской Федерации рассмотрел Ваше письмо от 2 августа 2001 года N А-02/5-443 и сообщает следующее.
    
    Федеральный закон "О почтовой связи" устанавливает правовые, организационные, экономические, финансовые основы деятельности в области почтовой связи в Российской Федерации. Любые операции, предусмотренные статьями названного Закона, могут осуществляться организациями почтовой связи в своей области при выполнении возложенных на них задач и функций. Кроме того, ст.18 указанного Федерального закона совершение Федеральной службой почтовой связи операций, связанных с транспортировкой наличных денег, ограничено выполнением только операций по инкассации и доставке денежной выручки.
    
    Согласно Положению о Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2000 года N 265, федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет в соответствии со ст.11 вышеназванного Закона управление деятельностью в области почтовой связи, обеспечение реализации единой государственной политики в области почтовой связи и общее регулирование деятельности операторов почтовой связи, является Министерство Российской Федерации по связи и информатизации. Возглавляющий указанное Министерство руководитель может издавать нормативные акты исключительно в пределах своей компетенции, то есть в рамках, очерченных законодательством Российской Федерации. Таким образом, утвержденные им нормативные акты и другие документы, в частности Устав государственного унитарного предприятия "Главный центр специальной связи Министерства связи Российской Федерации", действуют в правовом поле, ограниченном сферой связи и информатизации.
    
    Операция "инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц" в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" (ст.2, 5) относится к банковской операции и регулируется исключительно нормативными актами Банка России наряду с другими законодательными актами Российской Федерации.
    
    Установление правил проведения банковских операций, хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций, а также определение порядка ведения кассовых операций Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (ст.4, 34) относит к исключительной компетенции Банка России. Причем ст.6 данного Федерального закона устанавливает, что нормативные акты Банка России по вопросам, отнесенным к его компетенции, обязательны для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Таким образом, Положение Банка России от 25 марта 1997 года N 56 "О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации", изданное в рамках полномочий Банка России, определяет порядок и формы осуществления любых операций в банковской системе по инкассации денежных средств и кассовому обслуживанию физических и юридических лиц.
    
    Представляется, что запись в п.4.4 Устава государственного унитарного предприятия "Главный центр специальной связи Министерства связи Российской Федерации" по осуществлению вида деятельности "инкассация, обработка и доставка валютных средств Российской Федерации и иностранных валютных средств" в расширительном толковании, без взаимоувязки со ст.18 Федерального закона "О почтовой связи", не соответствует функциям Министерства Российской Федерации по связи и информатизации, определенным законодательством Российской Федерации. Кроме того, любые операции с валютой в соответствии с Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле" также должны совершаться на основании нормативных актов Банка России.
    
    С учетом вышеизложенного Банк России не может согласиться с предложением Ассоциации российских банков о внесении изменений в нормативные акты Банка России на том основании, что какие-либо юридические лица осуществляют свою деятельность вне рамок полномочий, предоставленных им законодательством Российской Федерации.
    
    Как видно из ответа, Банк России подтвердил свою первоначальную, на наш взгляд ошибочную, позицию по вопросу, касающемуся возможности инкассации денежных средств клиентов кредитной организации по договору с предприятиями почтовой связи. Однако Ассоциация не считает эту проблему решенной окончательно и намерена после обобщения дополнительных материалов еще раз вернуться к ее обсуждению.
    
    В этой связи Ассоциация обращается с просьбой к заинтересованным кредитным организациям направлять в АРБ информацию по указанной проблеме.
    
    

Председатель ЦБ РФ
В.В.Геращенко

    
    

    
Текст документа сверен по:
"Налогообложение, учет и отчетность
в коммерческом банке",
N 11 (33), 2001 год