Вопрос:
АССОЦИАЦИЯ РОССИЙСКИХ БАНКОВ
ПИСЬМО
от 7 июля 1999 года N А-02/2-412
О Фонде обязательных резервов
Фонд обязательных резервов (ФОР) является важным инструментом денежно-кредитной политики. Сокращая денежную массу, фонд должен способствовать укреплению денежного обращения национальной валюты.
В то же время увеличение изъятия ЦБ РФ средств с 10.06.99 в условиях, когда многие банки еще не полностью преодолели последствия финансового кризиса, тяжело отражается на их платежеспособности, снижает ликвидность и возможность инвестировать средства в развитие экономики.
Управление фондом осуществляется недостаточно эффективно. В АРБ поступают письма, в которых банки, протестуя против экономически необоснованного изъятия средств, информируют о серьезных недостатках в методах определения и способах аккумуляции средств. Это ухудшает финансовое положение кредитных организаций и осложняет проведение реструктуризации банков, так как крупные суммы средств блокированы в государственных ценных бумагах.
Изъятие дорогостоящих пассивов у российских банков и необходимость продажи иностранной валюты для взноса средств в рублях, а затем покупки, в условиях инфляции рубля вызывает у банков убытки.
АРБ вновь подтверждает мнение о том, что по привлеченной валюте отчисления в ФОР не должны производиться. Объяснение ЦБ РФ о том, что деньги в ФОР изымаются у банков, чтобы предотвратить рост требований на приобретение валюты, так как увеличивается сумма денег на корреспондентских счетах банков, не может являться экономическим основанием для увеличения нормативов отчислений. После кризиса прошлого года постепенно стабилизируется финансовое положение предприятий и банков, к концу месяца обычно увеличиваются поступления на корреспондентские счета, которые в начале следующего месяца значительно снижаются. В то же время в связи с большим риском кредитования предприятий, которые находятся в критическом состоянии, и прекращением операций с ценными бумагами размещать средства банков стало довольно сложно.
Внезапное повышение требований в последний месяц квартала (причем за истекший период с 10 мая текущего года), нарушает календарь платежей банков, ухудшает расчеты по налогам и с вкладчиками, сокращает возможности инвестиций и кредитной деятельности банков.
Проблему обостряет несовершенство механизма создания и использования обязательных резервов. Об этом информируют кредитные организации, обращающиеся в Ассоциацию.
Московский банк Сбербанка России заявляет, что порядок обязательных отчислений в ФОР в рублевом эквиваленте с валютных счетов приводит к отвлечению рублевых ресурсов и подрывает ликвидность банка.
При снижении за период с 1 августа 1998 года привлеченных пассивов в иностранной валюте на 415 млн.долл. банк был вынужден в связи с ростом курса валюты дополнительно перечислить в ФОР более 800 млн.руб. В связи с этим снижается эффективность привлечения валютных средств, остатки которых в Московском банке составляют 650 млн.долл. США.
Отчисление средств в ФОР - важный инструмент денежной политики и в западных странах. Но у них имеется избыточное количество национальной валюты. Национальные банки изымают всего лишь 2-3% привлеченных ресурсов. Плата за них - операция недорогая. В России денежная масса является недостаточной, на эту форму платежей приходится примерно 15-20% оборота Основной объем расчетов осуществляется посредством бартера и суррогатов.
Изъятие у банков средств в ФОР в принудительном порядке "налоговым способом" - без учета финансового состояния плательщиков подрывает их ликвидность и превращает банки в нарушителей нормативных документов ЦБ РФ. Хотя требование о взносе средств не выполняется по не зависящим от банка причинам. Внеплановое изъятие средств путем безотзывных инкассо создает конфликтные ситуации между банками и клиентами в случаях, когда клиенты не могут использовать свои деньги для платежей в бюджет или для расчетов с другими предприятиями. Такое распоряжение средствами кредиторов не должно допускаться.
Ассоциация неоднократно обращалась в ЦБ РФ с предложениями о необходимости совершенствования отчислений в ФОР. Банки считают, что повышение качества денежной политики, инструментом которой является ФОР, должно соответствовать интересам всей кредитной системы России.
Ассоциация в письме от 05.06.98 N А-02/2-431 отмечала, что экономически неоправданным является применение одинаковых норм резервных требований для мелких и крупных банков, заполярных и московских, у которых объемы средств кредиторов превышают в сотни раз, и предлагала освободить от резервирования банки с капиталом менее 1 млн.евро. Сводный экономический департамент в письме от 23.11.98 N 13-5-1/2333 сообщил, что Банк России предполагает продолжить совершенствование механизма обязательных резервов и нормативной базы, применяемой при формировании кредитными организациями обязательных резервов, метода "усреднения", а также разработку механизма депонирования средств на корреспондентском счете кредитной организации.
Однако никакие изменения в практику регулирования ФОР не вносятся. Используя этот фонд как налоговое изъятие средств, ЦБ подрывает принцип взаимодействия государственного управления и частной предпринимательской деятельности коммерческих банков.
Ассоциация считает, что для ускорения реструктуризации банков и увеличения инвестиций в экономику целесообразно осуществить следующие мероприятия.
1. Прекратить отчисления в ФОР по привлеченным валютным средствам.
2. Разрешить кредитным организациям использовать часть средств ФОР для поддержания текущей ликвидности.
3. Ввести дифференцированные ставки отчислений в ФОР по трем-четырем группам, освободить от резервирования банки с капиталом менее 1 млн.евро и проблемные банки, по которым проводится реструктуризация с целью оздоровления.
4. В соответствии со ст.6 Федерального закона РФ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" не вводить задним числом новые нормативы отчислений в ФОР, предоставлять рассрочку на взносы при изменении нормативов.
5. Для стабилизации в течение года нормативов ФОР целесообразно устанавливать их при утверждении денежно-кредитной политики.
6. Удлинить периоды отчислений в ФОР, чтобы расчеты производились один раз в квартал.
7. В связи с недостаточной денежной массой и необходимостью увеличения кредитования снизить норматив отчисления в ФОР до 5% и внести соответствующие изменения в телеграмму Банка России от 09.06.99 N 171-Т.
8. Создать в Банке России Комитет по денежной политике, в том числе определяющий размеры учетной ставки, нормативы и методику расчета ФОР. Включить в состав Комитета наряду с руководящими сотрудниками Центрального банка высококлассных специалистов коммерческих банков и ученых.
Президент АРБ
С.Е.Егоров
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 июля 1999 года N 02-13-5/3529
[О Фонде обязательных резервов]
Центральный банк Российской Федерации рассмотрел Ваше письмо от 07.07.99 N А-02/2-412 и сообщает следующее.
Банк России неоднократно в ответах на письма, поступающие от Ассоциации российских банков, излагал свою позицию по применению такого инструмента денежно-кредитной политики, как обязательные резервные требования (в частности, за период 1998-1999 годов в адрес Ассоциации были направлены следующие письма: от 29.06.98 N 03-13-5/2556, от 28.07.98 N 03-13-5/3073, от 10.08.98 N 13-5-1/1474, от 05.10.98 N 04-13-5/4308, от 20.10.98 N 13-5-1/2083, от 23.11.98 N 13-5-1/2333, от 07.12.98 N 016-33-1/5831, от 10.03.99 N 016-15-1/1153, от 20.04.99 N 03-13-5/1852).
Одновременно сообщаем, что в соответствии со ст.75 Конституции Российской Федерации и ст.3 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" основной функцией (целью деятельности) ЦБ РФ является защита и обеспечение устойчивости рубля, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.
Согласно ст.4 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" ЦБ во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам.
Вы правильно отмечаете, что обязательные резервы являются одним из основных инструментов денежно-кредитной политики, проводимой Банком России, однако Банк России не может согласиться с Вашим утверждением о недостаточности денежной массы в обращении в настоящее время и необходимости увеличения ресурсной базы кредитных организаций в целях увеличения операций по кредитованию за счет снижения нормативов обязательных резервов, поскольку обязательные резервы по своей экономической сущности являются инструментом, призванным ограничивать кредитные возможности кредитных организаций.
Повышение нормативов обязательных резервов с 10 июня 1999 года с 7 до 8,5% по привлеченным средствам юридических лиц в валюте Российской Федерации, юридических и физических лиц в инвалюте и с 5 до 5,5% по привлеченным средствам физических лиц в валюте Российской Федерации было принято Банком России в целях нейтрализации избыточной ликвидности в банковской системе и тем самым снижения темпов инфляции и замедления динамики курса рубля по отношению к иностранным валютам. Необходимо отметить, что кредитные организации, располагая значительными свободными денежными средствами, о чем свидетельствуют остатки средств на корреспондентских счетах в банке России (в течение июня 1999 года остатки средств на корреспондентских счетах колебались в диапазоне от 52 до 62,5 млрд.руб.) и депозиты, размещенные в Банке России, тем не менее в настоящее время предпочитают не размещать их в кредиты хозяйствующим субъектам.
Банк России придерживается неизменной позиции по вопросу о том, что резервные требования должны быть едины для всех кредитных организаций, действующих на территории Российской Федерации на основании лицензии Банка России на осуществление банковских операций. При этом размер обязательных резервов устанавливается ко всем обязательствам кредитных организаций независимо от вида валюты, в которой привлечены средства, поскольку по своему экономическому содержанию привлеченные средства в иностранной валюте, как и привлеченные средства в валюте Российской Федерации, являются для кредитных организаций кредитными ресурсами и в равной мере используются ими в коммерческой деятельности. Кроме того, отмена формирования обязательных резервов от привлеченных средств в иностранной валюте будет способствовать "бегству" банков от национальной валюты, росту курса иностранной валюты по отношению к российскому рублю и в конечном итоге к долларизации экономики.
Учитывая изложенное, Банк России не может согласиться с Вашим предложением о прекращении формирования обязательных резервов по привлеченным кредитными организациями средствам в иностранной валюте, поскольку это, по существу, приведет к неисполнению Центральным банком конституционно установленных функций.
Одновременно Банк России не может поддержать предложение об установлении дифференцированных нормативов в зависимости от классификационных групп, к которым отнесены кредитные организации в соответствии с письмом Банка России от 28.05.97 N 456* "О критериях определения финансового состояния банков". Такой подход означал бы создание "льготных" условий кредитным организациям 3-й и 4-й групп, тем самым косвенно "льготируя" деятельность проблемных кредитных организаций, а не финансово устойчивых и стабильно работающих.
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Номер следует читать: "N 457". - Примечание
Что касается кредитных организаций, в которых проводится реструктуризация под управлением Агентства по реструктуризации кредитных организаций, то регулирование обязательных резервов таких организаций осуществляется с учетом особенностей, установленных ст.13 Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций". Указанная статья предусматривает предоставление отсрочки по внесению суммы недовнесенных средств в обязательные резервы на срок до окончания осуществления плана реструктуризации кредитной организации.
Одновременно обращаем Ваше внимание на следующее.
Банком России установлен порядок расчета размера обязательных резервов с использованием средней хронологической ежедневных балансовых остатков привлеченных средств. Это позволяет сглаживать колебания базы резервирования, происходящие вследствие изменения остатков по расчетным (текущим) и другим счетам, на которых учитываются привлеченные средства.
Кроме того, считаем необходимым отметить, что в соответствии со ст.854 Гражданского кодекса Российской Федерации клиент кредитной организации самостоятельно распоряжается средствами на своем текущем (расчетном) счете. В случае неисполнения кредитной организацией поручений клиента последний вправе обратиться в судебные органы с иском к кредитной организации. Поэтому Ваше утверждение о том, что Банк России распоряжается средствами клиентов кредитной организации в целях выполнения обязательных резервных требований является экономическим неверным.
По предложению п.2 письма. В соответствии с разделом 4 Положения Банка России "Об обязательных резервах кредитных организаций, депонируемых в Центральном банке Российской Федерации" предусмотрена возможность внутримесячного снижения нормативов обязательных резервов для кредитных организаций, отвечающих требованиям Банка России. Таким образом предоставлена возможность частичного использования средств обязательных резервов для осуществления платежей и расчетов с обязательным последующим доперечислением средств на счета обязательных резервов в целях поддержания средней хронологической их остатков.
По предложению п.4 письма. Банк России никогда не принимает решения об изменении нормативов обязательных резервов задним числом. Новые нормативы устанавливаются не ранее даты принятия Советом директоров Банка России соответствующего решения. Что касается базы обязательных резервов, то она рассчитывается по средней хронологической за последние 30 календарных дней, предшествующих установленной дате регулирования (очередного либо внеочередного) обязательных резервов.
По предложению п.5 письма. Частота изменения Банком России нормативов обязательных резервов зависит от стабильности общей ситуации в экономике и состояния ликвидности банковской системы. Так, в частности, на протяжении 1996 - первой половины 1998 годов Банк России постепенно снижал нормативы, одновременно выравнивая их размеры по привлеченным средствам в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте. После 17 августа 1999 года, когда в банковской системе ощущалась острая нехватка ликвидности, ЦБ РФ принял решение о снижении нормативов обязательных резервов. Таким образом, нормативы обязательных резервов оперативно применяются в целях денежно-кредитного регулирования, и их размер не может быть установлен однажды и на длительный период, в частности, при утверждении основных направлений денежно-кредитной политики.
Одновременно отмечаем, что с августа 1998 года установлен централизованный порядок депонирования обязательных резервов Сбербанка России (аналогично порядку, действующему для других кредитных организаций), и обязательные резервы последнего регулируются в настоящее время в целом по системе Сбербанка России, а не по его территориальным банкам.
По предложению п.6 письма. Как показывает опыт центральных банков развитых европейских стран и США, оптимальными периодами расчета обязательных резервов являются один месяц либо две недели. Так, в США регулирование обязательных резервов осуществляется один раз в 2 недели, в Италии - один раз в месяц. При этом ни в одной из стран не установлен ежеквартальный период расчета обязательных резервов. Считаем, что установление такого длительного периода усложнит расчет обязательных резервов и сделает его весьма громоздким, а также сократит возможности кредитных организаций по регулированию собственной ликвидности.
По предложению п.8 письма. В Центральном банке России создан Комитет по денежно-кредитной политике. Его функции определены в соответствующем нормативном документе. Вместе с тем в соответствии со ст.38 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации, а также порядок их депонирования в Банке России устанавливаются Советом директоров Банка России. Таким образом, установление нормативов обязательных резервов, методологии расчета обязательных резервов не может быть отнесено к компетенции Комитета по денежно-кредитной политике, поскольку это будет являться нарушением действующего банковского законодательства.
Первый заместитель
Председателя ЦБ РФ
А.В.Войлуков
Текст документа сверен по:
"Налогообложение, учет и отчетность
в коммерческом банке",
N 5 (9), 1999 год