Расходы, произведенные за счет средств целевого финансирования,
не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль
Вопрос:
Муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" занимается оказанием услуг по водоснабжению и приему стоков. Тарифы для населения по указанным видам услуг устанавливаются постановлениями главы муниципального округа. Себестоимость оказываемых услуг выше, чем установленные тарифы. В связи с применением государственных регулируемых цен наша организация имеет убытки, часть которых возмещается из бюджета муниципального округа.
За счет полученных дотаций организация осуществляет различные расходы, связанные с производством и реализацией товаров и оказанием вышеперечисленных услуг.
Просим разъяснить, следует ли учитывать дотации из бюджетов различных уровней в качестве доходов, следует ли учитывать в целях налогообложения расходы, произведенные за счет указанных дотаций?
Ответ:
В соответствии со статьей 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией признается соответственно передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом другому лицу, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.
Главой 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ установлено, что налогоплательщики должны определять доходы и расходы по методу начисления, и только небольшой круг налогоплательщиков, соответствующих определенным условиям, имеет право на определение даты получения дохода по кассовому методу.
Согласно статье 271 НК РФ доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления). Для доходов от реализации датой их получения признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), определяемой в соответствии с пунктом 1 статьи 39 Кодекса, независимо от фактического поступления денежных средств в их оплату.
Согласно статье 272 НК РФ расходы, принимаемые для целей налогообложения (при методе начисления), признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты.
В соответствии с пунктом 13 статьи 40 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
Пунктом 2 статьи 251 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья). К таким поступлениям относятся, в том числе, целевые поступления из бюджета бюджетополучателям.
Согласно статье 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получателем бюджетных средств является бюджетное учреждение или иная организация, имеющая право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.
Таким образом, если МУП "Водоканал" получает из бюджета в соответствии с бюджетной росписью бюджетные средства, то такие средства не являются доходом при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
В то же время в главе 25 НК РФ заложен принцип зеркальности отражения доходов и расходов налогоплательщика. Следовательно, расходы, произведенные за счет средств целевого финансирования, не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.
Г.В. Зинькова,
консультант
Департамента налоговой политики
Минфина России
1 октября 2003 года N МВ949