Размер специальных коэффициентов, применяемых в отношении
амортизируемых основных средств, используемых для работы
в условиях повышенной сменности
Вопрос:
В ходе камеральной проверки декларации по налогу на прибыль было установлено, что унитарным предприятием в отношении транспортных средств железнодорожного транспорта на основании указаний МПС России к основной норме амортизации был применен коэффициент 2. Правомерно ли увеличение норм амортизации подвижного состава для целей налогообложения прибыли?
Ответ:
В соответствии с п.7 ст.259 НК РФ в отношении амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, к основной норме амортизации налогоплательщик вправе применять специальный коэффициент, но не выше 2. Налогоплательщики, использующие амортизируемые основные средства для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, вправе использовать такой коэффициент только при начислении амортизации в отношении указанных основных средств.
При применении специальных коэффициентов следует учитывать, что сроки полезного использования по основным средствам согласно Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1, установлены исходя из режима работы в две смены (Единые нормы амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 22.10.90 N 1072). Вместе с тем размер специальных коэффициентов, применяемых в отношении амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях повышенной сменности, зависит от увеличения продолжительности работы оборудования, осуществляемой в условиях нормальной продолжительности рабочей смены.
В соответствии с положениями ст.88 НК РФ налоговые органы при проведении камеральной проверки вправе получить у налогоплательщика объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Таким образом, в случае применения для целей налогообложения прибыли повышенного коэффициента в отношении транспортных средств железнодорожного транспорта предприятиями МПС России к основной норме амортизации организация должна подтвердить увеличение продолжительности работы транспортных средств по сравнению с нормальной продолжительностью рабочей смены.
О.Борисова,
советник налоговой службы
Российской Федерации III ранга
"Финансовая газета",
N 31 (607), июль, 2003 год
25 июля 2003 года N Э3396