Реформирование налоговой системы
Вопрос:
Готовится ли новая серьезная программа реформирования налогообложения, поскольку налоговой реформы, проводимой в течение последних лет, недостаточно для стимулирования развития экономики и бизнеса?
Ответ:
Основные цели и принципы налоговой реформы изложены в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.07.2001 N 910-р. Основной целью налоговой реформы является достижение оптимального соотношения между стимулирующей и фискальной ролями налогов. Основные принципы налоговой реформы заключаются в выравнивании условий налогообложения, снижении общего налогового бремени и упрощении налоговой системы. При этом система администрирования налогов должна обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для налогоплательщиков. Важным шагом в области налоговой реформы явилось принятие и вступление в действие первой (общей) части Налогового кодекса Российской Федерации, что позволило решить целый ряд вопросов, связанных с взаимоотношениями между налогоплательщиками и контролирующими органами, а также администрированием сбора налогов. В рамках осуществления налоговой реформы были подготовлены и с 1 января 2001 года вступили в силу четыре главы части второй Налогового кодекса Российской Федерации: "Налог на добавленную стоимость", "Акцизы", "Налог на доходы физических лиц", "Единый социальный налог". С введением их в действие практически полностью отменены налоги, уплачиваемые с выручки от реализации товаров работ (услуг), снижено налогообложение оплаты труда и общий размер отчислений в социальные внебюджетные фонды, что демонстрирует реализацию целей проводимой налоговой реформы.
В рамках работы по обеспечению введения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации МНС России подготовлено и согласовано более 40 нормативных правовых актов. Разработаны и утверждены формы налоговых деклараций и инструкции по их применению.
Кроме того, с 1 января 2001 года отменен налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы с одновременным увеличением ставки налога на прибыль предприятий и организаций до 5% по решению представительных органов местного самоуправления. С 2001 года снижена ставка налога на пользователей автомобильных дорог с 2,5% до 1% от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг), а с 2003 года этот налог отменяется полностью.
Кроме того, с 2001 года отменен налог на реализацию горюче-смазочных материалов, налог на приобретение автотранспортных средств и налог на отдельные виды транспортных средств.
В развитие налоговой реформы с 1 января 2002 года вступили в действие новые главы части второй Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующие порядок исполнения и уплаты налога на прибыль организаций, налога на добычу полезных ископаемых, налога с продаж. Реформирование действующего порядка налогообложения прибыли организаций включает либерализацию амортизационной политики для целей налогообложения, изменение правил переноса убытков на будущее, вычеты необходимых деловых расходов, осуществляемые для производства, продвижения на рынок и реализации товаров, снимаются ограничения на расходы по рекламе, по отдельным видам добровольного страхования, по отнесению процентов по заемным средствам, полученным как от банков, так и от других организаций, увеличивается норматив по вычету из налоговой базы расходов на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с образовательными учреждениями.
В целях совершенствования налогообложения пользования природными ресурсами, расширения практики применения рентных принципов налогообложения в этой сфере деятельности с 1 января 2002 года введен налог на добычу полезных ископаемых с одновременной отменой действовавших налога за пользование недрами, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акциза на нефть. Изменение порядка налогообложения недропользования обеспечит снижение налогового бремени без потерь доходов бюджетной системы, что положительно скажется на создании благоприятного инвестиционного климата.
Срок действия налога с продаж ограничен 31 декабря 2003 года. При этом с введением в действие на территории соответствующего субъекта Российской Федерации налога с продаж не взимается целый ряд региональных и местных налогов, что в целом сокращает количество налогов, уплачиваемых налогоплательщиком.
Кроме того, в 2002 году введена в действие глава части второй Налогового кодекса Российской Федерации: 26_1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (Единый сельскохозяйственный налог)". С 1 января 2003 года вводятся в действие новые главы Налогового кодекса Российской Федерации: 26_2 "Упрощенная система налогообложения", 26_3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности", предусматривающие сокращение объема отчетной документации для малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей, снижение налоговой нагрузки, сохранение социальных гарантий для предпринимателей малого бизнеса в части пенсионного обеспечения и ряд других мер.
Также вводится с 1 января 2003 год транспортный налог и отменяются налог на пользователей автомобильных дорог и налог с владельцев транспортных средств. Транспортный налог устанавливается законами субъектов Российской Федерации, которыми будет определяться и ставка налога в пределах, установленных Кодексом; предельные налоговые ставки дифференцированы в зависимости от мощности двигателя транспортного средства, то есть, чем больше мощность, тем выше ставка налога.
МНС России продолжает активную работу по подготовке новых глав Налогового кодекса, в частности проекта главы "Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции" (принят Госдумой в первом чтении).
Кроме того, предстоит в текущем году принять и ввести в действие с 1 января 2003 года главы Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующие порядок уплаты государственной пошлины, налогов и платежей, связанных с использованием природных ресурсов; внести поправки в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации, направленные на повышение эффективности налогового администрирования. Параллельно с работой по принятию новых глав Налогового кодекса вносятся изменения в действующие главы. (Например, Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральный закон от 24.07.2002 N 106-ФЗ "О внесении дополнения в статью 7 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий", Федеральный закон от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации").
В связи с принятием поправок к части второй Налогового кодекса Российской Федерации в Министерстве продолжается работа по уточнению налоговых деклараций, инструкций и методических указаний по их заполнению. Дальнейшие шаги по реформированию налоговой системы предполагается осуществлять по следующим направлениям:
- дальнейшее снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда за счет уменьшения ставки единого социального налога;
- реформирование имущественных налогов путем замены налогом на недвижимость существующих налога на имущество предприятий, налога на имущество физических лиц и земельного налога;
- установление льготного налогового режима для организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории особых экономических зон, с целью стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности;
- отмена налога с продаж с 2004 года.
Проводимое в стране реформирование налоговой системы позволило увеличить собираемость по федеральным налогам более чем на 20 процентов по сравнению с прошлым годом. За 9 месяцев текущего года в консолидированный бюджет страны поступило 1663,2 млрд. рублей, что на 20,9% больше поступлений аналогичного периода прошлого года. За январь-сентябрь в федеральный бюджет перечислено более 827,6 млрд. рублей, что на 20,4% больше поступлений за соответствующий период прошлого года, в бюджеты территорий – 835,6 млрд. рублей, рост в 1,2 раза. Вместе с тем МНС России считает преждевременным ставить вопрос "о новой серьезной программе реформирования налогообложения". Только после введения всех глав Налогового кодекса Российской Федерации и получения аналитических и статистических данных, характеризующих эффективность проводимых изменений, можно делать обосновывающие выводы о проводимой налоговой реформе в России.
Т.А.Карасева,
действительный государственный советник
налоговой службы РФ III ранга
Материал предоставлен МНС РФ
Источник: официальный сайт www.nalog.ru
24 октября 2002 года N МВ1056