Прошлогодняя ошибка
Вопрос:
В 2002 году наша организация начисляла амортизацию по приобретенным основным средствам стоимостью до 10000 рублей. Как правильно исправить эту ошибку и списать их стоимость?
Ответ:
Если организация выявила в текущем году ошибки за прошлый год (отчетность за который уже сдана), исправить ее надо в периоде обнаружения ошибки, то есть в 2003 году. Об этом сказано в пункте 39 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденного приказом Минфина от 29 июля 1998 года N 34н (далее - Положение).
Выявив прибыль или убыток за прошлый год, их следует отразить в составе финансовых результатов отчетного года. На это указывает пункт 80 Положения. Основанием для внесения исправлений в учет служит бухгалтерская справка. Она составляется в произвольной форме, но с соблюдением требований статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Внести исправления в бухучет нужно проводками:
Дебет 20 (23, 25, 26) Кредит 02
- списан остаток амортизации по основным средствам стоимостью до 10000 рублей;
Дебет 90-2 Кредит 20, 23…
- списана на расходы по обычным видам деятельности доначисленная амортизация;
Дебет 99 Кредит 90-9
- выявлен убыток.
В Налоговом кодексе ответственность за завышение налогов не предусмотрена. Уточненные декларации, согласно статье 81 Налогового кодекса, организации обязаны сдавать лишь по заниженным налогам.
Если фирма обнаружила ошибку, которая повлекла завышение какого-либо налога, она сама заинтересована в том, чтобы сдать по нему уточненную декларацию. К ней надо приложить объяснения о причинах внесения изменений. После того как налоговики учтут исправления, у организации образуется переплата по данному налогу.
Отметим, что бухгалтерскую отчетность за прошлый год исправлять не нужно.
Н.А.Габец,
эксперт аналитической группы "РАДА"
www.radagroup.ru
23 октября 2003 года N А2392