Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/901881997.htm


 Вопрос:

    
    1. Относится ли простой, вызванный тяжелым финансовым положением организации и отсутствием заказов, к простоям, потери от которых принимаются в уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с гл.25 НК РФ?
    
    2. Следует ли начислять единый социальный налог на выплаты работникам, осуществленные в соответствии со ст.157 Трудового кодекса РФ в связи с простоем по вышеуказанным причинам?
    
    

Министерство финансов Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ

ПИСЬМО

от 29 августа 2003 года N 04-02-05/1/83


[Расходы организации, связанные с простоями по причинам отсутствия заказов, тяжелого финансового положения организации, в целях налогообложения прибыли не могут быть учтены в составе внереализационных расходов, как экономически необоснованные затраты]

    
    
    Департамент налоговой политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
    
    1. Подпунктами 3 и 4 п.2 ст.265 гл.25 НК РФ установлено, что в целях налогообложения к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности: потери от простоев по внутрипроизводственным причинам и не компенсируемые виновниками потери от простоев по внешним причинам.
    
    По разъяснению, данному в Методических рекомендациях по применению гл.25 "Налог на прибыль организаций" ч.2 НК РФ, утвержденных приказом МНС России от 20.12.2002 N БГ-3-02/729, простои по внутренним причинам могут возникнуть только внутри предприятия (цеха, отдела). К их числу относятся, например, простои в результате неисправности оборудования, незапланированных остановок отдельных видов оборудования и другие.
    
    Указанные затраты могут возмещаться из различных источников в зависимости от причин простоя организации (например, такие потери могут быть связаны с оплатой труда согласно ст.157 Трудового кодекса РФ, далее - ТК РФ). Что касается не компенсированных виновниками потерь от простоев по внешним причинам, то такие простои могут происходить в результате неподачи топлива, воды, отключения электроэнергии, получаемых от сторонних источников, неподачи железнодорожных вагонов и т.д.
    
    Отсутствие заказов, тяжелое финансовое положение организации к вышеперечисленным причинам отнесено быть не может. Исходя из этого расходы организации, связанные с простоями именно по этим причинам, в целях налогообложения прибыли не могут быть учтены в составе внереализационных расходов, как экономически необоснованные затраты организации.
    
    2. Согласно п.1 ст.236 НК РФ объектом налогообложения по единому социальному налогу для налогоплательщиков - лиц, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
    
    В соответствии со ст.157 ТК РФ время простоя по вине работодателя, если работник в письменной форме предупредил работодателя о начале простоя, оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника.
    
    Поскольку при соблюдении работником порядка, предусмотренного ст.157 ТК РФ, у работодателя возникает обязанность в оплате простоя, то данные расходы следует рассматривать в качестве расходов на содержание этих работников, предусмотренных нормами законодательства РФ.
    
    Соответственно, указанные расходы должны признаваться для целей налогообложения прибыли в размере двух третей средней заработной платы работника. Суммы превышения не следует рассматривать в качестве экономически оправданных расходов, и, следовательно, они не должны учитываться для целей налогообложения прибыли.
    
    Таким образом, выплаты работникам за время простоя по вине работодателя (ст.157 ТК РФ) в размере двух третей средней заработной платы подлежат обложению единым социальным налогом в общеустановленном порядке.
    
    

Руководитель Департамента
налоговой политики
А.И.Иванеев

    
    
    

Текст документа сверен по:
"Все для бухгалтера",
N 21(117), 2003 год