ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 декабря 2003 года N 01-06/49564
О направлении Методических рекомендаций по применению методов
определения таможенной стоимости
В целях обеспечения единообразного и правильного применения положений Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" Государственный таможенный комитет Российской Федерации направляет для использования в работе Методические рекомендации по применению методов определения таможенной стоимости, установленных статьями 20-24 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" (прилагаются).
Прошу довести до должностных лиц, уполномоченных осуществлять контроль таможенной стоимости ввозимых товаров.
Первый заместитель
председателя Комитета
генерал-лейтенант
таможенной службы
Л.А.Лозбенко
Приложение
к письму ГТК России
от 19 декабря 2003 года N 01-06/49564
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по применению методов определения таможенной стоимости, установленных статьями
20-24 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе"
I. Общие положения
1. Согласно статье 12 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" (далее - Закон) система определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, основывается на общих принципах таможенной оценки, принятых в международной практике. В настоящее время основу системы таможенной оценки, наиболее распространенной в международной практике и принятой всеми странами - членами Всемирной торговой организации (далее - ВТО), составляет Соглашение по применению статьи VII ГАТТ, 1994 год.
Настоящие Методические рекомендации разработаны на основании методических норм Соглашения по применению статьи VII ГАТТ, 1994 год и рекомендациях по его применению, подготовленных Советом по таможенному сотрудничеству (Всемирной таможенной организацией).
2. Настоящие Методические рекомендации предназначены для применения декларантами при определении и заявлении таможенной стоимости ввозимых товаров и таможенными органами при осуществлении контроля заявленной декларантами таможенной стоимости ввозимых товаров, а также при самостоятельном определении таможенной стоимости в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
II. Рекомендации по применению метода определения таможенной стоимости
по цене сделки с идентичными товарами
4. Определение таможенной стоимости по методу по цене сделки с идентичными товарами (далее - метод 2) производится в соответствии с положениями, установленными статьей 20 Закона. При применении метода 2 для определения таможенной стоимости рассматривается цена сделки с ввезенными идентичными товарами, проданными в Российскую Федерацию на тех же коммерческих условиях и в том же количестве, что и оцениваемые товары. На основании подпункта "в" пункта 2 статьи 20 Закона, когда такая продажа не выявлена, может быть использована информация о продаже идентичных товаров, которая осуществлялась при одном из следующих трех условий:
а) продажа на тех же коммерческих условиях, но в разном количестве;
б) продажа на разных коммерческих условиях, но примерно в том же количестве;
в) продажа на разных коммерческих условиях и в разном количестве.
5. После выявления продажи, удовлетворяющей одному из указанных в п.4 статьи 20 условий, производится корректировка в отношении, соответственно:
а) лишь количества;
б) лишь коммерческих условий;
в) коммерческих условий и количества.
Условием корректировки вследствие продажи идентичных товаров в ином количестве и (или) на других коммерческих условиях, независимо от того, ведет ли она к увеличению или к уменьшению таможенной стоимости оцениваемых товаров, является наличие документального подтверждения точности корректировки.
6. Цена сделки с идентичными товарами может быть принята в качестве основы для определения таможенной стоимости в соответствии со статьей 20 Закона только в том случае, если на момент определения таможенной стоимости оцениваемых товаров не выявлено препятствий для применения в отношении идентичных товаров метода 1.
При определении таможенной стоимости по цене сделки с идентичными товарами при необходимости проводится корректировка стоимости для учета значительной разницы в расходах, указанных в подпункте "а" пункта 1 статьи 19 Закона, если такая разница обусловлена различиями в виде транспорта и расстоянии перевозки оцениваемых и идентичных товаров.
III. Рекомендации по применению метода определения таможенной стоимости
по цене сделки с однородными товарами
7. При применении статьи 21 Закона, регулирующей применение метода определения таможенной стоимости по цене сделки с однородными товарами, необходимо руководствоваться пунктами 4-7 настоящих Методических рекомендаций, поскольку порядок применения метода по цене сделки с идентичными товарами, установленный пунктами 2-4 статьи 20 Закона, распространяется также на метод по цене сделки с однородными товарами.
IV. Рекомендации по применению метода на основе вычитания стоимости
8. Определение таможенной стоимости по методу на основе вычитания стоимости (далее - метод 4) производится в соответствии с положениями, установленными статьей 23 Закона. При применении метода 4 для определения таможенной стоимости за основу принимается цена единицы товара, по которой товары продаются наибольшей партией на территории Российской Федерации не позднее 90 дней с даты ввоза оцениваемых товаров участнику сделки, не являющемуся взаимозависимым с продавцом лицом.
Для определения наибольшего совокупного количества суммируются все продажи товара по данной цене. При этом под взаимозависимостью сторон, в отличие от статьи 19 Закона понимается взаимозависимость между иностранным продавцом и покупателем на российском рынке. Взаимозависимыми лицами являются лица, указанные в пункте 2 статьи 19 Закона.
При выборе основы для определения таможенной стоимости не должны приниматься в расчет продажи лицу, которое прямо или косвенно, бесплатно или по сниженной цене поставляет или поставляло для использования в связи с производством и поставкой на экспорт импортируемых товаров элементы, указанные в подпункте "в" п.1 статьи 19 Закона.
9. Размер вычета расходов, предусмотренных в подпункте "а" п.3 статьи 22 Закона, должен соответствовать размеру таких расходов при продаже в Российской Федерации ввезенных товаров того же класса или вида.
10. "Товарами того же класса или вида" являются товары, относящиеся к одной группе или ряду товаров, изготовленных отдельной отраслью или подотраслью (сектором) промышленности, включая идентичные и однородные товары. Отнесение товаров к товарам "того же класса и вида", что и другие товары, должен быть определен на основе каждой конкретной ситуации с учетом обстоятельств, которые с этим связаны. Для этого изучаются продажи в Российской Федерации наиболее узкой группы импортируемых товаров, для которых может быть предоставлена необходимая информация. Для целей статьи 22 Закона термин "товары того же класса и вида" включает как товары, импортированные из той же страны, что и оцениваемые товары, так и товары, импортированные из других стран.
11. "Надбавки на прибыль и общие расходы", указанные в подпункте "а" п.3 статьи 22 Закона, должны рассматриваться как единое целое. "Общие расходы" включают прямые и косвенные расходы.
12. При применении пункта 4 статьи 22 Закона, вычеты стоимости, добавленной последующей обработкой, должны основываться на объективных и подлежащих количественному определению данных, относящихся к стоимости такой работы. Применяемые промышленные формулы, рекомендации, методы получения и другие виды промышленной практики служат основой калькуляции.
Подход к оценке товара, предусмотренный в п.4 статьи 22 Закона, неприменим, когда в результате последующей обработки ввозимые товары утрачивают свою индивидуальность или составляют незначительную долю в товарах, продаваемых в Российской Федерации. Подход к оценке товара, предусмотренный в п.4 статьи 22 Закона, применяется, если при утрате индивидуальности ввезенного товара добавленная при обработке стоимость может быть точно определена.
V. Рекомендации по применению метода на основе сложения стоимости
13. Определение таможенной стоимости по методу на основе сложения стоимости (далее - метод 5) производится в соответствии с положениями, установленными статьей 23 Закона. Применение метода 5 требует изучения издержек производства оцениваемых товаров и другой информации, которая должна быть получена за пределами Российской Федерации. В большинстве случаев изготовитель и (или) экспортер товаров находятся вне юрисдикции властей Российской Федерации. В этой связи использование метода на основе сложения стоимости ограничено теми случаями, когда покупатель и продавец взаимозависимы, и изготовитель готов предоставить таможенным органам Российской Федерации необходимую информацию об издержках производства.
14. "Стоимость материалов и издержек", указанная в подпункте "а" статьи 23 Закона, определяется на основе информации о производстве оцениваемых товаров, предоставленной изготовителем или от его имени. Она основывается на коммерческих счетах изготовителя при условии, что подобные счета совместимы с общепринятыми принципами бухгалтерского учета, применяемыми в стране, где товары произведены.
15. "Стоимость материалов и издержек" должна включать компоненты, указанные в абзацах третьем и четвертом подпункта "б" п.1 ст.19 Закона. Они должны также включать соответствующую часть стоимости каждого элемента, указанного в подпункте "в" п.1 ст.19 Закона, который прямо или косвенно был поставлен получателем для использования в связи с производством ввозимых товаров. Стоимость элементов, указанных в абзаце пятом подпункта "в" п.1 ст.19 Закона, привнесенных в Российской Федерации, должна быть включена только в той степени, в которой эти элементы оплачивались изготовителем. Никакие расходы не должны учитываться дважды при определении таможенной стоимости по методу 5.
16. Величина "общих затрат" и "прибыли", указанных в подпункте "б" и "в" статьи 23 Закона, определяется на основе информации, предоставленной изготовителем и (или) экспортером или от его имени, если данные изготовителя и (или) экспортера являются совместимыми с теми, которые обычно отражаются при продажах товаров того же класса или вида, что и оцениваемые товары, которые произведены изготовителем в экспортирующей стране для экспорта в страну импорта.
17. Величину "общих затрат" и величину "прибыли" необходимо рассматривать как одно целое. Если прибыль изготовителя и (или) экспортера низкая, а общие расходы высокие, то прибыль и общие расходы, взятые в целом, могут быть совместимы с данными, которые обычно отражаются при продажах товаров того же рода или вида.
18. "Общие затраты", указанные в подпункте "б" статьи 23 Закона, охватывают прямые и косвенные издержки производства и продажи товаров на экспорт, которые не включаются в подпункт "а" этой статьи Закона.
19. При определении "прибыли, обычно получаемой экспортером" и "общих затрат", согласно положениям статьи 23 Закона изучаются продажи на экспорт в страну импорта наиболее узкой группы или ряда товаров, которые включают оцениваемые товары, для которых необходимая информация может быть предоставлена. Для целей статьи 23 Закона "товары того же класса или вида" должны происходить из той же страны, что и оцениваемые товары.
VI. Рекомендации по применению резервного метода
20. Определение таможенной стоимости по резервному методу (далее - метод 6) производится в соответствии с положениями, установленными статьей 24 Закона. Согласно п.1 статьи 24 Закона при применении метода 6 таможенная стоимость оцениваемых товаров определяется с учетом мировой практики.
21. В мировой практике в рамках рассматриваемого метода допускаются следующие подходы к определению таможенной стоимости:
- на основе гибкого подхода к условиям применения предыдущих методов определения таможенной стоимости;
- на основе данных нейтральных источников информации, содержащей сведения о ценах, по которым товары того же класса или вида, что и оцениваемые, продаются или предлагаются для продажи на мировом рынке в то же или почти в то же время, когда осуществляется ввоз в Российскую Федерацию оцениваемых товаров;
- расчетной стоимости, полученной на основе данных, содержащихся в договоре аренды или лизинга, без права последующего выкупа ввозимых товаров;
- иные подходы, которые соответствуют общим принципам определения таможенной стоимости, принятым в международной практике.
22. Общими принципами определения таможенной стоимости, принятыми в международной практике, являются:
- процедура определения таможенной стоимости должна основываться на справедливой, единообразной и беспристрастной системе, которая предотвращает использование произвольной и фиктивной стоимости;
- основой для определения таможенной стоимости товаров должна быть в максимально возможной степени цена сделки с оцениваемыми товарами;
- таможенная стоимость должна базироваться на данных, совместимых с коммерческой практикой;
- процедура определения таможенной стоимости товаров должна быть общеприменимой без различий в отношении участников сделки;
- процедура определения таможенной стоимости не должна использоваться для борьбы с демпингом.
23. Согласно мировой практике гибкий подход к условиям применения методов 2-5 заключается в следующем.
При применении методов 2-3:
- требование о том, что идентичные (однородные) товары должны быть ввезены одновременно с оцениваемыми товарами или не ранее чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров, может интерпретироваться гибко. По отношению к сезонным товарам допускается применение сведений о цене сделки с идентичными (однородными) товарами, ввоз которых происходил за год до ввоза оцениваемых товаров, т.е. когда была аналогичная сезонная конъюнктура рынка (например, спрос на зимнюю обувь в конце и начале зимы);
- рассматриваются цены сделки с идентичными (однородными) товарами, произведенными в иной стране, нежели страна экспорта оцениваемых товаров.
При применении метода 4 допускается отклонение от того, что товары продаются на территории Российской Федерации не позднее 90 дней с даты ввоза оцениваемых товаров.
При применении метода 5 допускается использование данных изготовителя о стоимости материалов и издержках, понесенных в связи с производством идентичного товара, при условии, что оцениваемые и идентичные товары произведены одним лицом.
24. При определении таможенной стоимости по методу 6 на основе данных нейтральных источников информации для подтверждения заявленных сведений должны быть представлены издания, содержащие подробное описание конкретного товара и четкое определение структуры цены; публикуемые или рассылаемые официальные прейскуранты цен на товары либо торговые предложения фирм по поставкам конкретных товаров и их ценам, а также биржевые котировки цен.
25. При использовании нейтральной ценовой информации учитываются базовые, исходные условия конкретных сделок, для выполнения требований по составу затрат, включаемых в таможенную стоимость (статьи 19, 22, 23 Закона).
26. Общими требованиями ко всем исходным ценовым данным, применяемым для определения таможенной стоимости по методу 6, являются:
- наличие точного описания товара: коммерческое наименование товара, описание на ассортиментном уровне, сведения о фирме-изготовителе, материал, технические параметры и прочие характеристики, которые влияют на стоимость данного вида товара;
- обеспечение максимально возможного подобия товаров, что означает при рассмотрении предполагаемых аналогов для сравнения стоимости товаров сначала подбираются идентичные товары, затем однородные, а при их отсутствии - товары того же класса или вида;
- определение таможенной стоимости на реальных, обоснованных ценовых данных, использование которых не противоречит требованиям п.2 ст.24 Закона.
Текст документа сверен по:
рассылка