ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 ноября 2003 года N 17-11/43660
Об определении стоимости ювелирных изделий
Управлением таможенных расследований и дознания ГТК России в порядке контроля проверена обоснованность вынесения Домодедовской таможней постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел по преступлениям, дознание по которым отнесено к компетенции таможенных органов.
В ходе проведения проверки установлено, что в Домодедовской таможне в соответствии с письмом прокуратуры по надзору за исполнением законов на водном и воздушном транспорте Московской области от 06.06.2003 N 7.4.т 3-03 в случаях обнаружения контрабанды ювелирных изделий при решении вопроса о возбуждении уголовного дела крупный размер определяется исходя из скупочной стоимости перемещенного товара (материалы NN 89, 78 об отказе в возбуждении уголовных дел в отношении Высоцкого С.А. и Самвелян С.), то есть по стоимости драгоценного металла.
Считаем, что по данным материалам решения об отказе в возбуждении уголовных дел вынесены с нарушением требований действующего законодательства и с учетом субъективного мнения упомянутого прокурора о применении норм права.
Статьей 3 Федерального закона Российской Федерации от 29 июня 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" дано определение рыночной стоимости объекта оценки. Под нею понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Статьями 339 Таможенного кодекса Российской Федерации (оценка изъятых товаров, транспортных средств и иных предметов) и 27.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (оценка стоимости изъятых вещей и других ценностей) установлено, что при необходимости проведения оценки таможенный орган определяет стоимость изъятых вещей на основании государственных регулируемых цен, в случае, если таковые установлены. В остальных случаях стоимость изъятых вещей определяется на основании их рыночной стоимости.
Федеральным Законом Российской Федерации "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.98 N 135-ФЗ (ст.7) установлено, что в случае, если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого- либо объекта оценки, не определен конкретный вид стоимости объекта оценки, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта.
Указанное правило подлежит применению и в случае использования в нормативном правовом акте не предусмотренных Федеральным Законом или стандартами оценки терминов, определяющих вид стоимости объекта оценки, в том числе терминов "действительная стоимость", "разумная стоимость", "эквивалентная стоимость", "реальная стоимость" и др.
Считаем, что указание прокуратуры по надзору за исполнением законов на водном и воздушном транспорте Московской области не основано на законодательных актах, поскольку оценка ювелирных изделий должна производиться по рыночной цене, а не по цене драгоценного металла. Оценка последнего, в зависимости от ситуации, может быть произведена как по регулируемым государственным ценам, устанавливаемым Центральным банком Российской Федерации, так и по скупочным ценам.
На основании изложенного, прошу Вас в порядке надзора проверить законность и обоснованность вынесения Домодедовской таможней процессуальных решений об отказе в возбуждении уголовных дел по вышеупомянутым материалам и соответствие указания прокурора по надзору за исполнением законов на водном и воздушном транспорте Московской области требованиям законодательства в части определения скупочной стоимости товаров при наличии перемещения ювелирных изделий через таможенную границу Российской Федерации.
Начальник Управления
таможенных расследований
и дознания ГТК России
полковник таможенной службы
А.А.Шабунин
Текст документа сверен по:
рассылка