Непредвиденные расходы при реализации товаров крупным розничным организациям
Вопрос:
Розничные супермаркеты, имеющие сеть магазинов, нередко требуют дополнительных платежей от поставщиков товара. Это, например, единовременный платеж за вход в сеть магазинов покупателя, доплата за вход в каждый новый магазин покупателя, "промо-акции" и т.п. Куда отнести эти расходы оптовым организациям, реализующим товары крупным розничным объединениям?
Ответ:
В данном случае не допускается отнесение таких расходов в целях налогообложения, поскольку передачу денежных средств можно квалифицировать как добровольно-принудительно согласованную. В случае отнесения в целях налогообложения этих расходов возникнут налоговые последствия по поводу занижения налоговой базы - взыскание недоимки, другие санкции.
Согласно пп.49 п.1 ст.264 НК РФ к прочим расходам, связанным с реализацией, наряду с расходами, перечисленными в п.1 ст.264 НК РФ, относятся другие расходы, связанные с реализацией, которые прямо не упомянуты.
В пп.20 п.1 ст.265 НК РФ установлено, что к внереализационным расходам наряду с перечисленными в п.1 ст.265 НК РФ относятся другие обоснованные расходы. В соответствии с п.1 ст.252 НК РФ под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
При списании произведенных расходов оптовыми организациями в виде единовременных платежей по договорам поставки в розничные организации необходимо учитывать, что расходы ограничиваются перечнем затрат, которые ни при каких обстоятельствах не уменьшают доход (ст.270 НК РФ), а в пп.49 ст.270 НК РФ отмечено, что при определении налоговой базы не учитываются иные расходы, не соответствующие критериям, указанным в п.1 ст.252 НК РФ, в котором установлено, что налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных обоснованных расходов (за исключением расходов, указанных в ст.270 НК РФ). Следовательно, отнести эти расходы налогоплательщик может только за счет чистой прибыли.
Для включения в состав расходов для целей налогообложения возможны такие варианты, как заключение дополнительных соглашений, а лучше отдельных договоров, содержащих, по сути, ту же информацию, однако исключающих двусмысленное толкование. Например:
договор об оказании рекламных услуг, где сторона 1 (организация розничной торговли) оказывает стороне 2 (организация оптовой торговли) рекламные услуги по размещению и оформлению витрины с товаром стороны 2 (поставщика), а именно: размещает товары, предоставленные стороной 2, в торговом зале таким образом, чтобы ее было видно покупателям сразу при входе в магазин и т.п. (пп.28 п.1 ст.264 НК РФ);
договор возмездного оказания услуг, где сторона 1 обеспечивает текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с реализацией товаров стороны 2 в торговом зале (пп.27 п.1 ст.264 НК РФ). При этом в предмете договора должно быть указано, что выполняемые работы связаны с реализацией товаров и имеют характер текущей информации.
А.Тимофеева,
ЗАО "Аудиторская фирма "РАНГ-АУДИТ"
"Финансовая газета. Региональный выпуск"
N 7(484), февраль, 2004 год
13 февраля 2004 года N Э4031