Контроль за правильностью применения цен по сделкам, в частности в случае отклонения
более чем на 20% в сторону понижения цен на отпускаемую определенной категории
потребителей тепловую энергию от их предельных уровней
Вопрос:
Государственное унитарное предприятие, являющееся теплоснабжающей организацией, производит отпуск тепловой энергии потребителям по предельным (максимальным) тарифам, но планирует отпускать тепловую энергию определенной категории потребителей по более низким тарифам относительно их предельного уровня, установленного РЭК. Могут ли налоговые органы согласно п.2 ст.40 НК РФ осуществлять контроль за правильностью применения цен по сделкам, в частности в случае отклонения более чем на 20% в сторону понижения цен на отпускаемую определенной категории потребителей тепловую энергию от их предельных уровней, или для целей налогообложения прибыли организацией должны применяться цены, указанные сторонами в договоре?
Ответ:
В ст.424 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Пунктом 13 ст.40 НК РФ предусмотрена специальная норма, согласно которой при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
Согласно ст.6 Федерального закона от 17.08.95 N 147-ФЗ (в ред. от 08.08.2001) "О естественных монополиях" органами регулирования естественных монополий могут применяться определенные методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий, в том числе ценовое регулирование.
В ст.2 Федерального закона от 14.04.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) установлено, что государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в указанном Законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
Предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, включая предельные уровни тарифов для населения, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней.
В соответствии с п.26 Правил государственного регулирования и применения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2002 N 226, применение при расчетах с потребителями (покупателями) энергии пониженных (льготных) тарифов (цен) допускается только при наличии соответствующего решения регулирующего органа, согласованного в установленном порядке с МАП России, в котором указываются конкретные потребители (группы потребителей), имеющие льготы по тарифам (ценам), основания для предоставления льгот и источник их компенсации.
Если государственное унитарное предприятие планирует производить отпуск тепловой энергии отдельной категории потребителей по более низким тарифам относительно предельного уровня тарифов, то РЭК области должны быть установлены фиксированные, экономически обоснованные тарифы на электрическую и тепловую энергию для указанной категории потребителей в рамках предельных тарифов, установленных ФЭК России.
Если отпуск тепловой энергии указанной категории потребителей теплоснабжающая организация будет осуществлять по более низким тарифам относительно их фиксированного уровня, установленного РЭК без согласования в установленном порядке с МАП России, то данный факт будет рассматриваться как нарушение норм п.13 ст.40 НК РФ, приводящее к занижению выручки от реализации оказываемых организацией услуг для целей налогообложения прибыли.
О.Светлова,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
"Финансовая газета. Региональный выпуск",
N 10(487), март, 2004 год
5 марта 2004 года N Э4083