Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/901891556.htm


Порядок отражения доходов от оказания платных услуг бюджетными
лечебно-профилактическими учреждениями города


 Вопрос:                                                                               

    
    Бюджетное лечебно-профилактическое учреждение оказывает платные услуги. Городской совет депутатов утвердил Порядок зачисления расходования доходов, полученных бюджетными учреждениями, финансируемыми из местного бюджета, от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Данным положением предусмотрено, что доходы бюджетного учреждения, полученные от оказания платных услуг, в полном объеме отражаются в доходах местного бюджета и учитываются в смете поступления и расходования доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Затем доходы от оказания платных услуг бюджетными учреждениями относятся к дополнительному источнику финансирования бюджетного учреждения, зачисляются на его лицевой счет, открытый в органах казначейства.
    
    Будут ли доходы от оказания платных услуг подлежать налогообложению, если да, то каким образом исчислять налог на прибыль, и будут ли учитываться для целей налогообложения расходы, осуществляемые по смете доходов и расходов бюджетного учреждения?
                    
           

 Ответ:                              

    
    Согласно статье 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации к неналоговым доходам бюджетов относятся доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
    
    Пункт 1 статьи 249 Налогового кодекса определяет, что в целях главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров, работ, услуг.
    
    В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Налогового кодекса реализацией товаров, работ или услуг организацией признается в том числе возмездное оказание услуг одним лицом для другого лица.
    
    Также следует отметить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
    
    Таким образом, доходы бюджетных учреждений подлежат налогообложению в общем порядке.
    
    Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями рассмотрены в статье 321_1 Налогового кодекса.
    
    Так, согласно этой статье налогоплательщики - бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, и получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.
    
    Иными источниками (доходами от коммерческой деятельности) признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.
    
    Налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.
    
    В налоговом учете учет операций по исчислению доходов от коммерческой деятельности и расходов, связанных с ведением этой деятельности, ведется в порядке, установленном главой 25 Налогового кодекса.
    

    Сумма превышения доходов над расходами от коммерческой деятельности до исчисления налога не может быть направлена на покрытие расходов, предусмотренных за счет средств целевого финансирования, выделенных по смете доходов и расходов бюджетного учреждения.
   
    В составе доходов и расходов бюджетных учреждений, включаемых в налоговую базу, не учитываются доходы, полученные в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников, и расходы, производимые за счет этих средств.
    
    Аналитический учет доходов и расходов по средствам целевого финансирования и целевых поступлений ведется по каждому виду поступлений с учетом требований настоящей главы.
    
    Если в сметах доходов и расходов бюджетного учреждения предусмотрено финансирование расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала за счет двух источников, то в целях налогообложения принятие таких расходов на уменьшение доходов, полученных от предпринимательской деятельности и средств целевого финансирования, производится пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования). При этом в общей сумме доходов для указанных целей не учитываются внереализационные доходы (доходы, полученные в виде банковских процентов по средствам, находящимся на расчетном, депозитном счетах, полученные от сдачи имущества в аренду, курсовые разницы и другие доходы).
    
    Дальнейшее использование средств бюджетных лечебно-профилактических учреждений, поступивших от оказания платных услуг, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, определяется Бюджетным кодексом Российской Федерации и решениями городского Совета депутатов.
    
    Следует обратить внимание на то, что налог на прибыль организаций является федеральным налогом, суммы которого, исчисленные по налоговой ставке в размере 5 процентов, зачисляются в федеральный бюджет, по налоговой ставке в размере 17 процентов зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации, по налоговой ставке в размере 2 процентов зачисляются в местные бюджеты.
    
    Таким образом, порядок отражения доходов от оказания платных услуг бюджетными лечебно-профилактическими учреждениями города противоречит действующему налоговому и бюджетному законодательству Российской Федерации.
    

     

Евсик Е.В.,
главный специалист Отдела налогообложения прибыли
Департамента налоговой политики
Министерства финансов Российской Федерации


18 марта 2004 года N МВ1448