Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/901894134.htm


Официальные источники информации о рыночных
ценах на товары, работы, услуги

    


 Вопрос:                                       

    
    По статье 40 Налогового кодекса Российской Федерации в некоторых случаях налоговые органы вправе контролировать соответствие цен, применяемых налогоплательщиком, рыночному уровню. При этом должны использоваться официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы, услуги (пункт 11 статьи 40 Налогового кодекса).

    Какие публикации признаются "официальными" источниками в регионе деятельности налогоплательщика?  

    

 Ответ:              


    Согласно статье 40 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс) при определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках. Информация должна касаться заключенных на момент реализации проверяемого товара, работы или услуги сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях.

    В Налоговом кодексе подчеркивается официальный характер источников информации о заключенных сделках. Информация из такого источника должна отвечать критериям достоверности, проверяемости, общедоступности и быть оформлена с соблюдением определенных требований и правил.

    Под официальными источниками могут пониматься:

    - компетентные государственные и муниципальные органы - органы статистики и органы, регулирующие ценообразование (указание на соответствующую функцию должно содержаться в Положении, регламентирующем деятельность соответствующего органа), а также уполномоченные ими юридические и физические лица. В частности, Госкомстатом Российской Федерации ежегодно утверждается статистический инструментарий для организации статистического наблюдения за ценами и финансами;
           
    - специализированные эксперты. Согласно статье 8 Федерального закона от 29.07.98 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" допускается использование независимых оценок для целей контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налоговой базы. О независимой оценке обоснованности расходов, необходимых для проведения ремонта (восстановления) застрахованного имущества при определения дохода, подлежащего налогообложению налогом на доходы физических лиц, указывается в пункте 4 статьи 213 Налогового кодекса, об оценке безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав - в статье 250 Налогового кодекса. При этом в стандартах оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2001 N 519, указывается несколько видов стоимости оценки объекта оценки, отличные от рыночной стоимости, одним из которых является стоимость объекта оценки для целей налогообложения, определяемая для исчисления налоговой базы и рассчитываемая в соответствии с положениями нормативных актов (в том числе инвентаризационная стоимость).

    Суд для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, может назначить экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле (часть 1 статьи 82 АПК РФ);


    - средства массовой информации, публикующие информацию от имени вышеназванных органов. В "Российской газете" ежемесячно публикуются средние за предыдущий месяц цены на нефть сорта "Юралс" (распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.08.2002 N 1118-р "О порядке опубликования средних за истекший месяц уровней цен сорта нефти "Юралс").

    К таким изданиям могут относится и журналы, содержащие информацию о состоявшихся биржевых торгах. Налоговый кодекс не содержит ограничений в части использования соответствующей информации о котировках цен на товары, реализуемых на мировых биржах.

    Цены прайс-листов относятся к справочным ценам, поскольку отражают не результаты реальных, состоявшихся сделок, а только предложения для покупателей.

    Кроме того, информация о ценах в некоторых случаях документально подтверждается самим налогоплательщиком. Это касается, например, случаев установления "обычно получаемой прибыли".

    Все источники информации предполагают последующую корректировку цены сделки с учетом условий реализации.

    

Материал предоставлен МНС РФ
Источник: официальный сайт www.nalog.ru


7 апреля 2004 года N МВ1525