Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/901895428.htm

     

Смягчение судом ответственности за правонарушение в данной ситуации было возможно

    
    

 Вопрос:                 

      
    Суд установил, что факт несвоевременного представления ЗАО сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета (государственное пенсионное страхование) имел место, однако признал наличие у страхователя смягчающих ответственность обстоятельств, указав при этом на совершение правонарушения впервые, небольшой период просрочки и объективные сложности с использованием компьютерных программ. Возможно ли было смягчение судом ответственности за указанное правонарушение в данной ситуации?             
        
       

 Ответ:                    

  
    Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, данного Федерального закона, законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, Федеральных законов "Об основах обязательного социального страхования", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации" и "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.

     В соответствии с частью 3 названной статьи правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.

     В пункте 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.96 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" (в редакции от 31.12.2002) установлено, что страхователь представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации один раз в год, но не позднее 1 марта о каждом работающем у него застрахованном лице сведения о страховых взносах и страховом стаже.

     На основании части 3 статьи 17 того же Закона за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.


     Из анализа вышеперечисленных норм следует, что на правоотношения, связанные с контролем за уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, распространяется законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, в частности положения Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующие условия привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения.

     В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации смягчающие ответственность обстоятельства могут быть установлены судом самостоятельно и учтены им при наложении санкций.
                
    Таким образом, отвечая на поставленный вопрос, смягчение судом ответственности за указанное правонарушение в данной ситуации было возможно, поскольку в данной ситуации суд признал наличие у страхователя смягчающих ответственность обстоятельств.
    
         
6 января 2004 года N СП1098



См. решение по аналогичному делу -
постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 6 января 2004 года N А17-137/9