Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/901895670.htm


    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 17 марта 2004 года N 06-11/9566


О проблемных вопросах

    
    
    Главное управление федеральных таможенных доходов рассмотрело обращение Северо-Западного таможенного управления в части применения положений Таможенного кодекса Российской Федерации и сообщает.
    
    По вопросу 1. В соответствии со статьей 350 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенные органы должны направить должнику требование об уплате таможенных платежей независимо от сроков возникновения обязанности по уплате таможенных платежей.
    
    В случае неуплаты таможенных платежей в добровольном порядке таможенным органам необходимо осуществлять учет данных сумм в базе должников в общеустановленном порядке, без применения мер по их принудительному взысканию.
    
    Действующим таможенным законодательством Российской Федерации не предусмотрено исключение из базы должников задолженностей участников ВЭД, в отношении которых в течение трех лет таможенными органами не были приняты меры по информированию должника о возникшей у него недоимки, а также не приняты последующие меры принудительного взыскания. Также отсутствует особый порядок списания данной задолженности. В связи с этим списание указанных сумм задолженностей должно производиться в порядке, утвержденном приказом ГТК России от 01.11.2001 N 1035.
    
    Взыскание указанной задолженности в судебном порядке не представляется возможным, в связи с тем, что согласно статье 348 Таможенного кодекса Российской Федерации судебный порядок взыскания относится к одной из мер принудительного взыскания.
    
    Правомерность взыскания таможенных платежей при обнаружении нецелевого использования товаров, ввезенных в качестве вклада в уставной капитал предприятия на срок более трех лет, зависит от дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины и налоги.
    
    По вопросу 2. Поскольку пунктом 5 статьи 348 Таможенного кодекса Российской Федерации установлено, что принудительное взыскание сумм неуплаченных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, указанных в одной таможенной декларации, либо товаров, отправленных в одно и то же время одним и тем же отправителем в адрес одного получателя, размер которых составляет менее 150 рублей, не производится, то с 01.01.2004 все меры принудительного взыскания указанных сумм таможенным органам следует прекратить и отозвать соответствующие документы по их принудительному взысканию.
    
    При этом следует отметить, что при выявлении таможенными органами указанной задолженности после 01.01.2004 в соответствии со статьей 350 Таможенного кодекса Российской Федерации должнику направляется требование об уплате таможенных платежей.
    
    В случае неуплаты таможенных платежей в добровольном порядке таможенным органам необходимо осуществлять учет данных сумм в базе должников в общеустановленном порядке, без применения мер по их принудительному взысканию. Списание указанных сумм задолженностей следует производить в порядке, утвержденном приказом ГТК России от 01.11.2001 N 1035.
    
    По вопросу 3. В соответствии со статьей 27 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" установлено, что исчисление, порядок уплаты, взыскание таможенных сборов, изменение срока уплаты и возврат таможенных сборов осуществляются в соответствии с правилами, предусмотренными Таможенным кодексом Российской Федерации для таможенных пошлин.
    
    Таким образом, взыскание таможенных сборов за таможенное оформление производится в порядке, предусмотренном главой 32 Таможенного кодекса Российской Федерации.
    
    При этом обращаем ваше внимание на необходимость изучения должностными лицами СЗТУ нормативных актов ГТК России, поскольку порядок применения таможенных сборов за таможенное оформление установлен приказом ГТК России от 25.12.2003 N 1542, в котором отражены в том числе и вышеуказанные положения.
    
    По вопросу 4. Проработка данного вопроса в настоящее время находится на рассмотрении в Правовом управлении ГТК России. После получения соответствующего заключения разъяснение по данному вопросу будет доведено до СЗТУ дополнительно.
    
    По вопросу 5.
    
    1. В случае изменения таможенного или иного законодательства днем обнаружения факта неуплаты (неполной уплаты) таможенных платежей будет считаться день проведения проверки, в результате которой обнаружился факт неуплаты (неполной уплаты) таможенных платежей. Документом, закрепляющим день обнаружения факта неуплаты (неполной уплаты), могут считаться результаты такой проверки.
    
    2. При корректировке таможенной стоимости днем обнаружения факта неуплаты (неполной уплаты) таможенных платежей считается дата принятия таможенным органом решения по таможенной стоимости. Документом, закрепляющим день обнаружения факта неуплаты (неполной уплаты) таможенных платежей, может считаться заполненная таможенным органом форма корректировки таможенной стоимости.
    
    3. В случае недостоверного декларирования кода товара в соответствии с ТН ВЭД России или страны происхождения товара документом, закрепляющим день обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, может считаться документ, подтверждающий возбуждение дела об административном правонарушении (протокол, определение).
    
    4. В случае нецелевого использования товаров, в отношении которых были предоставлены льготы по уплате таможенных платежей, документом, закрепляющим день обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, может считаться документ, подтверждающий возбуждение дела об административном правонарушения (протокол, определение).
    
    5. В случае недоставки товара (в том числе по процедуре МДП) дело об административном правонарушении немедленно подлежит возбуждению. Документом, закрепляющим день обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, может считаться документ, подтверждающий возбуждение дела об административном правонарушении (протокол, определение).
    
    6. В случае недекларирования товара Таможенный кодекс Российской Федерации в отличие от прежнего регулирования не привязывает сроки уплаты таможенных пошлин, налогов к сроку подачи таможенной декларации (ст.329).
    
    7. В случае выявления фактов нарушения таможенного законодательства РФ при проведении таможенной ревизии днем обнаружения факта неуплаты (неполной уплаты) считается день составления акта по форме, установленной приказом ГТК России от 16.09.2003 N 1023 "Об утверждении форм документов, используемых при проведении таможенной ревизии и осмотра помещений и территорий, и инструкции по их заполнению" (зарегистрирован Минюстом России 13.10.2003 N 5170).
    
    По вопросу 6. В соответствии с пунктом 5 статьи 330 Таможенного кодекса Российской Федерации возврат авансовых платежей осуществляется, если заявление об их возврате подано в течение трех лет со дня внесения их в кассу или на счет таможенного органа.
    
    Таким образом, обращение взыскания на авансовые платежи в соответствии со статьей 353 Таможенного кодекса Российской Федерации осуществляется в пределах указанного срока.
    
    В соответствии с пунктом 8.21 Методических указаний о порядке применения таможенными органами положений Таможенного кодекса Российской Федерации, относящихся к таможенным платежам, утвержденными распоряжением ГТК России от 27.11.2003 N 647-р, если заявление о возврате авансовых платежей не подано в установленные сроки, указанные денежные средства подлежат перечислению в федеральный бюджет.
    
    По вопросу 7. Применение такой меры обеспечения, как приостановление операций по счетам плательщика в банке и порядок ее применения, разъяснен пунктом 21.6 Методических указаний о порядке применения таможенными органами положений Таможенного кодекса Российской Федерации, утвержденных распоряжением от 27.11.2003 N 647-р.
    
    По вопросу 8. В соответствии со статьей 323 Таможенного кодекса Российской Федерации в случае самостоятельного определения таможенным органом таможенной стоимости товаров, при доплате дополнительно начисленных пошлин и налогов в течение 10 рабочих дней со дня получения требования об уплате таможенных платежей, пени на сумму недоимки не начисляются. В случае неуплаты в указанный срок дополнительно начисленных сумм таможенных пошлин и налогов на указанную сумму подлежат начислению пени с момента образования недоимки до даты вынесения решения о взыскании денежных средств в бесспорном порядке.
    
    В данном случае при направлении требования об уплате таможенных платежей в адрес плательщика одновременно таможенным органам следует направлять сопроводительное письмо, информирующее должника о начислении пеней и принятых мерах по их взысканию в случае неуплаты дополнительно начисленных пошлин и налогов в установленные требованием сроки.
    
    По вопросу 9. Пунктом 3 статьи 353 Таможенного кодекса Российской Федерации установлено, что взыскание таможенных платежей за счет имущества плательщика осуществляется в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации. Согласно пункту 9 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации положения, предусмотренные указанной статьей, применяются также при взыскании налогов и сборов таможенными органами с учетом положений, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации.
    
    В связи с этим при взыскании задолженности за счет имущества плательщика сумма пени, подлежащая взысканию, должна исчисляться с момента истечения срока уплаты таможенных платежей до даты вынесения решения о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей и пени за счет имущества организации-должника.
    
    По вопросу 10. Порядок информирования плательщика о вынесенном решении о взыскании денежных средств в бесспорном порядке разъяснен пунктом 21.4 указанных выше Методических указаний. Направление решения о взыскании денежных средств в бесспорном порядке в адрес плательщика должно осуществляться незамедлительно после его вынесения, одновременно с направлением третьего экземпляра решения, который направляется в банк плательщика.
    
    По вопросу 11. Обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов в соответствии с п.6 статьи 332 Таможенного кодекса Российской Федерации считается исполненной с момента обращения взыскания на товары, в отношении которых не уплачены таможенные платежи, либо на предмет залога или иное имущество плательщика, если размер денежных средств, вырученных от реализации указанных товаров и предмета залога, не менее суммы задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов.
    
    Данная формулировка вытекает из общих принципов исполнения обязанности налогоплательщика по уплате налогов и сборов, утвержденных Налоговым кодексом Российской Федерации.
    
    Так, согласно пункту 5 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность организации считается исполненной с момента реализации соответствующего товара, предмета залога или иного имущества плательщика и погашения имеющейся у нее задолженности за счет вырученных сумм.
    
    По вопросу 12. При взыскании задолженности, образовавшейся до 2004 года, в отношении которой ранее были приняты меры принудительного взыскания, возможно применение статьи 352 Таможенного кодекса Российской Федерации в рамках исполнительного производства.
    
    Взыскание неуплаченных таможенных платежей за счет товаров, в отношении которых таможенные пошлины и налоги не уплачены, находящиеся в зоне деятельности другого таможенного органа, возможно, учитывая, что задолженность организации имеется перед федеральным бюджетом, а не перед таможенным органом, и при условии наличия соответствующих сведений о данном товаре.
    
    По вопросу 13. В соответствии с пунктом 2 статьи 149 Таможенного кодекса Российской Федерации выпуск для свободного обращения товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации, допускается при условии поступления сумм таможенных платежей на счета таможенных органов.
    
    Однако, при уплате таможенных пошлин, налогов в кассу или на счет таможенного органа необходимо учитывать Правила указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденных приказом МНС РФ N БГ-3-10/98, ГТК РФ N 197, Минфина РФ N 22н от 03.03.2003, в целях корректной идентификации как плательщика, так и конечного получателя платежа.
    
    Согласно приложению 3 указанных правил порядок указания информации, идентифицирующий платеж, в расчетных документах на перечисление таможенных и иных платежей от внешнеэкономической деятельности распространяется на участников внешнеэкономической деятельности и таможенные органы при заполнении ими расчетных документов.
    
    В соответствии с приложением 1 указанных правил при заполнении поля "Получатель" указывается наименование в сокращенном виде получателя денежных средств, а именно органа федерального казначейства Минфина России, и в скобках наименование в сокращенном виде таможенного органа, непосредственно осуществляющего контроль за поступлением платежа в соответствии с законодательством Российской Федерации. Поля "ИНН" получателя и "КПП" получателя содержат, соответственно, значения ИНН и КПП таможенного органа, осуществляющего указанный контроль, и являются обязательными для заполнения.
    
    Таким образом, если в рамках одного регионального таможенного управления вместо наименования конечного получателя денежных средств, непосредственно осуществляющего контроль за поступлением платежа, указано иное наименование таможенного органа, которому перечисляемые денежные средства не предназначены, то в данной ситуации указанные денежные средства считаются ошибочно перечисленными и не служат основанием для выпуска товара в свободнее обращение. При этом для внесения необходимых изменений в целях корректной идентификации платежа участнику внешнеэкономической деятельности необходимо письменно обратиться в таможенный орган с уточнением реквизитов в платежном документе.
    
    По вопросам 27-30. На данный момент Главное управление федеральных таможенных доходов ГТК России проводит обобщение и систематизацию поступающих в ГТК России материалов в отношении совместной работы таможенных органов со службой судебных приставов Минюста России с целью выработки единой позиции в отношении целесообразности передачи обращенного в федеральную собственность имущества в службу судебных приставов Минюста России для его последующей передачи в Российский фонд федерального имущества, которая своевременно будет доведена ГТК России до таможенных органов.
    
    По вопросу 31. Денежные средства, перечисленные службой судебных приставов Минюста России в бюджет Российской Федерации, минуя счета таможенных органов, в строке 6 отчетной формы 12-ТОСГ, утвержденной приказом ГТК России от 19.12.2003 N 1470, не отражаются.
    
    По вопросу 32. В связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 08.12.2003 N 161-ФЗ, в КоАП России порядок исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях, а также применение таможенными органами части 1 статьи 20.25 КоАП России разъяснены в письме ГТК России от 25.02.2004 N 01-06/6847 "О внесении изменений в КоАП России".
    
    Кроме того, просим обратить особое внимание на подготовку документов ввиду дублирования тринадцати пунктов в рассмотренном письме.
    
    Также необходимо указать на усиление исполнительской дисциплины и более внимательное изучение нормативных актов во избежание направления в ГТК России вопросов, по которым ранее были направлены разъяснения.
    
    

Начальник
Главного управления федеральных
таможенных доходов
генерал-лейтенант
таможенной службы
Э.А.Сафаров

    

Текст документа сверен по:
рассылка