Порядок принятия решения о приостановлении права пользования участками лесного фонда
Вопрос:
Каков порядок принятия решения о приостановлении права пользования участками лесного фонда?
Ответ:
В соответствии с подпунктом 2 пункта 7 Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2000 года N 726: "Министерство природных ресурсов Российской Федерации в пределах своей компетенции имеет право … прекращать, приостанавливать или ограничивать в установленном законодательством Российской Федерации порядке право пользования участками недр, водными объектами, участками лесного фонда, а также хозяйственную и иную деятельность, осуществляемую с нарушением требований законодательства Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей природной среды, экологических норм и правил, заключений государственной экологической экспертизы, направлять представления об аннулировании лицензий (разрешений), выданных другими органами исполнительной власти, в случае нарушения указанных требований, норм и правил". Следовательно, право принятия решения о приостановлении права пользования участками лесного фонда должно реализовываться в порядке, установленном законодательством, т. е. при наличии установленных законом оснований и с соблюдением предусмотренной процедуры.
Аналогичная норма содержится и в подпункте "е" пункта 11 и пункте 12 Порядка осуществления Федеральной службой лесного хозяйства России и ее территориальными органами государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 июня 1998 года N 544.
Указанная процедура включает в себя ряд необходимых этапов.
Во-первых, в соответствии со статьей 26 ЛК РФ: "Права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, могут быть ограничены или приостановлены в той мере, в какой это необходимо для обеспечения рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, как входящих, так и не входящих в лесной фонд, а также земель лесного фонда, не покрытых лесной растительностью, защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, охраны здоровья населения, окружающей природной среды, историко-культурного и природного наследия, прав и законных интересов граждан". Таким образом, Лесной кодекс РФ устанавливает не только необходимость констатировать факт нарушения лесного законодательства для приостановления права пользования участками лесного фонда, но и установить наличие (отсутствие) оснований, предусмотренных статьей 26 ЛК РФ, для такого приостановления.
Во-вторых, в соответствии с пунктом 29 Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 1 июня 1998 года N 551: "Права пользования участками лесного фонда для заготовки древесины и живицы могут быть ограничены или приостановлены решениями федерального органа управления лесным хозяйством или его территориальных органов в порядке и случаях, предусмотренных статьями 26, 27 Лесного кодекса Российской Федерации. При этом лесопользователям направляются предписания должностных лиц лесхозов или вышестоящих органов управления лесным хозяйством об ограничении или приостановлении права пользования с указанием причин, повлекших принятие такого решения, и сроков устранения недостатков. В лесорубочном билете или ордере делается запись с указанием причин и сроков ограничения или приостановления права пользования".
В-третьих, определенные требования к процедуре приостановления права пользования установлены приказом Рослесхоза от 24.10.94 N 224 "Об утверждении Инструкции по организации и проведению государственными органами управления лесным хозяйством государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов в Российской Федерации".
В соответствии с разделом 4 Инструкции, утвержденной данным приказом, "государственные инспектора в зоне деятельности лесхоза в случае выявления при проведении проверок нарушений лесного законодательства, представляют на имя лесничего докладные записки об этом с приложением документов, составленных в соответствии с их компетенцией. Лесничим на основании докладных записок или в случае выявления нарушений в результате проверок, проведенных им непосредственно, составляются заключения о деятельности проверенных объектов контроля.
Ильюшихин И.Н.,
генеральный директор
ЗАО "Юридический центр
"Северо-Западный регион"
тел. 324-66-75, тел/факс 176-78-64
29 апреля 2004 года N Ю5473