Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/901896331.htm


Целевые поступления из бюджета любым бюджетополучателем не учитываются
при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций



 Вопрос:


    Облагаются ли средства, подлежавшие возврату по полученным бюджетным кредитам, но направленные законом о бюджете на финансирование расходов по покрытию убытков унитарного предприятия, в качестве средств целевого бюджетного финансирования налогом на прибыль?
    

 Ответ:


    В соответствии с п.2 ст.251 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья). К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
    
    Следует обратить внимание, что пункт 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ содержит расшифровку тех средств, которые относятся к целевому финансированию: "К указанным целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся:
    
    1) осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, целевые взносы и отчисления в публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;
    
    2) имущество, переходящее некоммерческим организациям по завещанию в порядке наследования;
    
    3) суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций;
    
    4) средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности;
    
    5) совокупный вклад учредителей негосударственных пенсионных фондов;
    
    6) пенсионные взносы в негосударственные пенсионные фонды, если они в полном объеме направляются на формирование пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда;
    
    7) использованные по целевому назначению поступления от собственников созданным ими учреждениям;
    
    8) отчисления адвокатских палат субъектов Российской Федерации на общие нужды Федеральной палаты адвокатов в размерах и порядке, которые определяются Всероссийским съездом адвокатов; отчисления адвокатов на общие нужды адвокатской палаты соответствующего субъекта Российской Федерации в размерах и порядке, которые определяются ежегодным собранием (конференцией) адвокатов адвокатской палаты этого субъекта Российской Федерации, а также на содержание соответствующего адвокатского кабинета, коллегии адвокатов или адвокатского бюро;
    
    9) средства, поступившие профсоюзным организациям в соответствии с коллективными договорами (соглашениями) на проведение профсоюзными организациями социально-культурных и других мероприятий, предусмотренных их уставной деятельностью;
    
    10) использованные по назначению средства, полученные структурными организациями РОСТО от Министерства обороны Российской Федерации и (или) другого органа исполнительной власти по генеральному договору, а также целевые отчисления от организаций, входящих в структуру РОСТО, используемые в соответствии с учредительными документами на подготовку в соответствии с законодательством Российской Федерации граждан по военно-учетным специальностям, военно-патриотическое воспитание молодежи, развитие авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта;
    
    11) имущество (включая денежные средства) и (или) имущественные права, которые получены религиозными организациями на осуществление уставной деятельности".
    
    Возникает вопрос: поскольку приведенный пункт содержит расшифровку лишь целевых поступлений некоммерческим организациям, может ли он применяться в данном случае с учетом статуса унитарного предприятия как коммерческой организации? Представляется, что на данный вопрос следует дать положительный ответ.
    
    Как следует из абзаца первого пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ, законодатель относит к целевым поступлениям, во-первых, целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и, во-вторых, целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности. В последующих же абзацах раскрывается лишь перечень целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности. Таким образом, целевые поступления из бюджета любым бюджетополучателям не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

    

Ильюшихин И.Н.,
генеральный директор
ЗАО "Юридический центр
"Северо-Западный регион"
тел. 324-66-75, тел./факс 176-78-64

29 апреля 2004 года N Ю5476