Налоговые проверки. Порядок истребования документов
Вопрос:
Каков порядок истребования документов в соответствии с НК РФ?
Ответ:
Истребование документов возможно в случае, когда выявлены ошибки в заполнении документов, или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах.
Если налогоплательщик не представил документы, затребованные налоговым органом для устранения ошибок и противоречий, то реакция инспекции должна состоять не в наложении взыскания за непредставление документов, а в доначислении налога исходя из правильного (без ошибок и противоречий) применения закона.
Порядок затребования документов, процедура, форма и сроки их представления также не регламентированы. ИМНС в своих требованиях нередко ссылаются на статью 93 НК РФ. Однако эти ссылки необоснованны.
Статья 93 НК РФ говорит об истребовании документов, необходимых для проверки. Но для камеральной проверки необходимы документы, которые представляются налоговому органу налогоплательщиком без всякого истребования, в силу закона. Счетный характер проверки предопределяет достаточность этих документов. Таким образом, перечень необходимых документов определяется не личным усмотрением проверяющего, а законом.
Статья 93 НК РФ устанавливает, что в случае отказа представить истребованные документы должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, проводит выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном статьей 94 НК РФ. Но в данной статье порядок выемки документов установлен только в отношении выездных проверок. Согласно пункту 1 этой статьи "выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку".
Влияние несвоевременного представления документов на ход контрольных мероприятий определено только в отношении выездных проверок. Так, статья 89 НК РФ устанавливает, что в срок проверки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику (налоговому агенту) требования о представлении документов в соответствии со статьей 93 НК РФ и представлением им документов, запрашиваемых при проведении проверки.
Расположение статьи 93 в НК РФ и ее системная связь с другими статьями Кодекса позволяют сделать вывод, что данная статья урегулировала процедуру истребования и представления первичных документов в ходе выездной, а не камеральной проверки.
Направляя требование о представлении первичных документов для камеральной проверки, налоговая инспекция объективно не может знать их точного состава и объема, не может указать их реквизитов. Но при наложении штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ инспекция должна четко указать в решении, какие конкретно документы и в каком количестве ей не представлены. Выявить это можно только при выездной налоговой проверке, в ходе которой только и могут быть определены относящиеся к делу документы, их количество.
Буткова М.В.,
ведущий юрисконсульт
ЗАО "Юридический центр
"Северо-Западный регион"
тел. 324-66-75, тел./факс 176-78-64
29 апреля 2004 года N Ю5479