Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/901897031.htm


Бесплатная раздача в рекламных целях образцов товаров


           

 Вопрос:


    Наша организация ООО занимается оптовой торговлей непродовольственными товарами. В целях привлечения покупателей и увеличения объемов реализации часть товара передается потенциальным покупателям бесплатно, без оформления документов, как рекламные образцы. Прошу ответить, какими проводками отразить в бухгалтерском и налоговом учете эту операцию (начисление НДС, налога на рекламу, списание со склада)?

   

 Ответ:

    
    Реклама - это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физических (юридических) лицах, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим лицам, товарам, начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний (ст.2 Федерального закона от 18.07.95 N 108-ФЗ "О рекламе").
         
    Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации, расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
        
    Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
    
    Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
    
    Таким образом, при передаче потенциальным покупателям ваших товаров как рекламных образцов без оформления документов тем не менее следует позаботиться о создании внутренних документов организации, которыми регламентируется порядок проведения такой рекламной акции: когда и по каким товарам она проводится, какое количество товаров выделяется на рекламную акцию, кто является ответственным за проведение такой акции и т.п.

    С 1 января 2002 года, согласно пункту 4 статьи 264 Кодекса, расходы на рекламу, произведенные в текущем отчетном (налоговом) периоде, полностью признаются для целей налогообложения, если они осуществлены для обеспечения:
    
    1) рекламных мероприятий через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
    
    2) световой и иной наружной рекламы, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
    
    3) участия в выставках, ярмарках, экспозициях, оформления витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, уценки товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
     
    Лимитированы лишь расходы налогоплательщика:

    - на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний;

    - на прочие виды рекламы.
       

    Перечисленные выше расходы на рекламу (п.п.1-3) принимаются к вычету при определении налогооблагаемой базы без ограничений при наличии подтверждающих данные расходы документов.
      
    Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также на прочие виды рекламы, осуществленные им в течение налогового (отчетного) периода, для целей налогообложения прибыли признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ.

    Бесплатная раздача в рекламных целях образцов товаров, по нашему мнению, подпадает под определение иного вида рекламы, что признается нормируемым расходом. Эти затраты могут быть отнесены на уменьшение налогооблагаемой прибыли в размере, не превышающем 1% от суммы дохода от реализации соответствующего периода, отражаемого по строке 010 "Доходы от реализации" Расчета налога на прибыль.
    
    В анализируемой ситуации фактически имеет место безвозмездная передача товаров. Таким образом, стоимость бесплатно розданных товаров должна облагаться НДС. Имеет смысл составить один счет-фактуру на все товары, распространенные таким образом.
    
    Безвозмездная передача товара является объектом обложения НДС (пп.1 п.1 ст.146 НК РФ). Однако налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС на установленные законодательством налоговые вычеты. Если расходы принимаются для целей налогообложения по нормативам, суммы НДС по ним подлежат вычету в размере, соответствующем указанному нормативу (п.7 ст.171 НК РФ).
    
    Таким образом, если ваши расходы на рекламу не превышают норматива в размере 1% выручки, то НДС по распространяемым бесплатно товарам принимается к вычету. Суммы НДС сверх норматива к вычету не принимаются и покрываются за счет чистой прибыли организации.

    Если товары передаются организациям (юридическим лицам), то у них возникает налоговая база по налогу на прибыль - внереализационные доходы (п.8 ст.250 НК РФ). Уплату налога такие организации производят самостоятельно.
    
    Если товары вручаются физическим лицам, то у них возникает налоговая база по налогу на доходы физических лиц. Такой доход облагается налогом по ставке 35% с суммы, превышающей 2000 рублей (п.2 ст.224 НК РФ, п.28 ст.217 НК РФ).
       
    Обратите внимание, что налог в данном случае уплачивает не физическое лицо, получившее товар, а организация, которая выступает как налоговый агент (ст.226 НК РФ). Таким образом, физическое лицо, получившее рекламный товар, должно уплатить организации сумму налога из расчета (рыночная цена товара - 2000 руб.) х 35 %.
    
    При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика.
      

    С суммы расходов на рекламу организация исчисляет и уплачивает налог на рекламу по установленной в регионе налоговой ставке (Дебет 91-2 - Кредит 68).

    При передаче товаров лицу, ответственному за рекламную акцию в учете можно сделать запись:
    
    Дебет 44 - Кредит 41 - списаны товары на рекламную акцию.
    
    При передаче товаров необходимо начислить НДС проводкой:
    
    Дебет 91-2 - Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС" - начислен НДС по товарам, переданным безвозмездно.
    
    Списание товаров, передаваемых безвозмездно, осуществляется на основании первичных документов на отпуск (товарно-транспортных накладных, заявлений, приказов на отпуск и др.).
    
    

М.Н.Чуприна,
генеральный директор
ООО "РосЭксперт-Аудит"
С.-Петербург, Щербаков пер., 4,
тел.: (812)320-92-90

28 мая 2004 года N А3088