Расчеты с использованием пластиковых карт
Вопрос:
Как учитываются расходы по обеспечению расчетов пластиковыми картами через банки, куда относятся, и какими бухгалтерскими документами должны сопровождаться такие операции?"
Ответ:
Карта как средство платежа представляет собой пластиковую форму с магнитной полосой, содержащую данные, необходимые для расчетов покупателя (клиента) за приобретаемый товар (работу, услугу). Правила документооборота в торговых организациях при осуществлении расчетов с помощью пластиковых карт изложены в п.2.2.5 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли", утвержденных письмом Комитета Российской Федерации по торговле от 10.07.96 N 1-794/32-5.
В частности, указано, что эквайрер кредитных карт заключают с торговыми организациями договор о продаже товаров владельцам кредитных карт. В договоре указываются порядок авторизации карт, обеспечение магазина необходимыми техническими средствами, условия расчетов за товары и др. К договору прилагается инструкция о порядке обслуживания владельцев кредитных карт. Авторизация карт, предъявленных в оплату товаров, заключается в проверке наличия обеспечения средств под карту. Продажа товаров оформляется выпиской товарных чеков (слипов), которые прокатываются на специальных машинах. Слип заполняется в трех экземплярах под копирку: первый экземпляр вручается покупателю, второй сдается инкассатору, третий передается в бухгалтерию при кассовом отчете. Покупатель расписывается в слипе, подлинность его подписи проверяется работником магазина. Сроки инкассации слипов устанавливаются в зависимости от их количества и общей суммы. Перед приездом инкассатора составляется реестр слипов с указанием их числа и суммы. Реестр заполняется в двух экземплярах: первый передается со слипом инкассатору, второй - с распиской инкассатора остается в торговой организации. Реестры со слипами сдаются в банк, который зачисляет на счет торговой организации причитающиеся ему денежные средства за проданные товары. В документах на зачисление денег указываются даты реестров слипов и суммы денежных средств.
Правила расчетов с использованием пластиковых карт регламентированы также положением ЦБР от 9 апреля 1998 года N 23-П "О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием" (с изменениями от 29 ноября 2000 года). В соответствии с п.5.3 названного Положения слип электронного терминала, составленный на предприятии торговли (услуг) с использованием банковской карты, должен содержать следующие обязательные реквизиты:
1) идентификатор предприятия;
2) дата совершенной операции;
3) сумма операции;
4) валюта операции;
5) код, подтверждающий авторизацию эмитентом операции;
6) реквизиты банковской карты, допустимые правилами безопасности;
7) подпись держателя карты.
В соответствии с нормами раздела 1 названного Положения комиссия эквайрера - это денежные средства, взимаемые эквайрером с держателя банковской карты за предоставленные услуги по операциям с использованием банковских карт, т.е. взимание комиссии предусматривается исключительно с покупателя товаров, а не с торговой организации. Поэтому в общем случае комиссия, взимаемая эквайрером с продавца товаров, не должна отражаться в налоговом учете, поскольку это должны быть расходы покупателя товаров. Косвенно об этом свидетельствует и отсутствие среди обязательных реквизитов слипа величины комиссии эквайрера. В бухгалтерском учете такого рода расходы могут быть отражены по дебету счета 91.2 "Прочие расходы" в составе операционных расходов.
К сожалению, в вопросе не были указаны конкретные условия договора с банком-эквайрером, на основании которых последний взимает комиссию с вашей организации, что не позволило проанализировать в полном объеме именно ваш частный случай.
Беспалова Л.Е.,
заместитель генерального директора
аудиторской компании
"Руфаудит-Волга"
18 марта 2004 года N А3094