Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/901899597.htm


О неправомерности вынесения решения налоговой инспекцией о незаконности возмещения НДС по документам, представленным не в полном объеме, без предварительного уведомления
об этих недостатках налогоплательщика



 Вопрос:


    У нашего общества были затребованы для подтверждения обоснованности уменьшения НДС по декларации за февраль 2003 года копии первичных документов: договоров, счетов-фактур, платежных документов, книг покупок и продаж, главной книги, таможенных деклараций. Мы представили документы, но, как потом выяснилось, не все. По результатам проверки у нас не приняли к вычету сумму НДС, не подтвержденную документами, имеющимися у общества, но дополнительно не затребованными инспекцией. Мы узнали об этом при получении решения о привлечении нас к ответственности. Акт по результатам проверки не составлялся и в нашем присутствии не рассматривался. Поэтому возможности представить недостающие документы у нас не было. Каким образом мы можем возвратить невозмещенный НДС: в судебном порядке или иным способом?
    

А.Севастьянова, г.Сызрань


 Ответ:


    Камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (ст.88 НК РФ).
    
    Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.
    
    Налоговый орган вправе потребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления налогов.
    
    На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пеней.
    
    Исходя из указанных положений ст.88 НК РФ следует, что налоговый орган обязан был сообщить вам о случае несоответствия данных декларации по НДС представленным вами документам, подтверждающим сумму налогового вычета, и потребовать внесения изменений в поданную декларацию. После этого вы могли представить в ИМНС недостающие документы, тем самым устранив возникшие с инспекцией разногласия. Только после проведения указанных процедур, в случае подтверждения выявленных в ходе камеральной проверки нарушений, инспекция вправе была направить вам требование об уплате доначисленной суммы НДС и пеней.
    
    Налоговая инспекция не сообщила о выявленном несоответствии данных налоговой декларации данным представленных документов и не воспользовалась предоставленным ей правом затребования дополнительных сведений. Вместо этих действий, предусмотренных ст.88 НК РФ, налоговой инспекцией направлено решение о привлечении к ответственности и требование об уплате налога.
    
    Действительно, НК РФ не содержит прямой нормы о составлении налоговым органом акта по результатам камеральной проверки. Но при этом следует иметь в виду, что решение о привлечении налогоплательщика к ответственности выносится руководителем налогового органа по результатам рассмотрения материалов проверки, в том числе и актов налоговой проверки (ст.101 НК РФ).
    
    Необходимость составления акта следует из ст.115 НК РФ, которая предусматривает обращение налоговых органов в суд с иском о взыскании по налоговым санкциям не позднее 6 месяцев со дня обнаружения правонарушения и составления соответствующего акта. Таким образом, ваша организация имеет основания для опротестования результатов камеральной проверки и принятого налоговой инспекцией решения в УМНС области или в арбитражном суде.

    Арбитражный суд


    ФАС Московского округа в постановлении от 11 октября 2002 года N КА-А40/6602-02 указывает на неправомерность вынесения решения налоговой инспекцией о незаконности возмещения НДС по счетам-фактурам, составленным с недочетами, без предварительного уведомления об этих недостатках налогоплательщика.
    
    В постановлении ФАС Северо-Западного округа от 7 мая 2001 года N 4581 также указывается, что при привлечении налогоплательщиков к ответственности должны быть выполнены требования ст.88 НК РФ.
    
    В п.37 постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 года N 5 указывается, что в соответствии с п.1 ст.115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее 6 месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта. В этом случае исчисление данного срока со дня составления акта производится в случае привлечения налогоплательщика к ответственности по результатам выездной налоговой проверки, поскольку только в этих случаях НК РФ предусматривает составление акта. При осуществлении иных, помимо выездной налоговой проверки, форм налогового контроля установленный п.1 ст.115 НК РФ срок должен исчисляться со дня обнаружения соответствующего правонарушения, который определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.

    

                                      Ю.Подпорин,
ведущий эксперт "БП"

"Экономика и жизнь", N 22, 2004 год

4 июня 2004 года N Э4362