Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/901899678.htm


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 12 мая 2004 года N 01-06/17021


О контроле таможенной стоимости вывозимых товаров

    
    
    В связи с поступающими от таможенных органов запросами по применению приказа ГТК России от 27.08.97 N 522 "Об утверждении Правил применения порядка определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 08.12.97, peг. N 1424) в части проведения временной (условной) оценки товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации (далее - вывозимые товары), Государственный таможенный комитет Российской Федерации разъясняет следующее.
    
    1. Пунктом 2.3 Правил применения порядка определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации (далее - Правила), утвержденных приказом ГТК России от 27.08.97 N 522, установлен порядок действий должностных лиц таможенного органа и декларанта в случае, если во внешнеторговом договоре (контракте) отсутствуют фиксированные цены и отражены лишь условия определения окончательной цены товара либо если в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) окончательная цена товара определяется по результатам его приемки по количеству и качеству покупателем. Пунктом 2.3.1 Правил установлено, что таможенное оформление вывозимых товаров в таких случаях производится с учетом временной (условной) оценки.
    
    В соответствии с пунктом 6 статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22, ст.2066; N 52, ст.5038, далее - Кодекс), если в сроки выпуска товаров процедура определения таможенной стоимости товаров не завершена, выпуск производится при условии обеспечения уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены.
    
    В соответствии с абзацем четвертым письма ГТК России от 30.12.2003 N 01-06/50932 "О применении нормативных правовых актов в таможенном деле с 1 января 2004 года" при возникновении коллизии норм Кодекса и предписаний нормативных и иных правовых актов ГТК России по вопросам таможенного дела следует применять нормы Кодекса и нормативных правовых актов, изданных в соответствии с Кодексом.
    
    Таким образом, выпуск вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров в указанных случаях необходимо осуществлять при условии обеспечения уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены.
    
    2. Анализ практики применения пункта 2.3 Правил до введения в действие Кодекса показал следующее. В соответствии с пунктом 2.3.2 Правил в качестве базы для временной (условной) таможенной оценки вывозимых товаров принималась либо предварительная (ориентировочная) цена, зафиксированная во внешнеторговом договоре (контракте), либо расчетная цена, определенная на дату отгрузки товаров в соответствии с установленными во внешнеторговом договоре (контракте) условиями ее расчета (то есть величина, заявленная декларантом). При этом объективность такой величины подтверждалась декларантом представленными в таможенный орган документами и сведениями. Так, декларантом в зависимости от обстоятельств сделки представлялись либо документы с указанием цен сделок на идентичные товары, вывозимые с таможенной территории Российской Федерации экспортером, поскольку продажу такого товара он осуществлял ранее, либо биржевых котировок цен.
    
    В случаях, предусмотренных пунктом 2.3 Правил, уточнение таможенной стоимости производилось таможенным органом в общем порядке на основании документов и сведений, подтверждающих цену, фактически уплаченную за вывозимый товар: счетом-фактурой, выставленным после счета-проформы, документами о корректировке фактурной стоимости, сформированными банком учетными карточками таможенно-банковского валютного контроля, содержащими сведения о поступлениях выручки, и иными документами, в зависимости от условий внешнеторгового договора (контракта).
    
    После представления декларантом в установленный таможенным органом срок всех документов, необходимых для уточнения и/или подтверждения заявленной таможенной стоимости вывозимых товаров, осуществлялось завершение процедуры временной (условной) оценки и производился перерасчет таможенных платежей в соответствии с установленным порядком. В ходе уточнения величина таможенной стоимости менялась как в большую, так и в меньшую сторону в соответствии с представленными документами. Суммы таможенных платежей, соответственно, либо подлежали возврату (часть суммы, уплаченной при заявлении товара), либо были дополнительно начислены.
    
    Таким образом, если во внешнеторговом договоре (контракте) отсутствуют фиксированные цены и отражены лишь условия определения окончательной цены товара либо если в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) окончательная цена товара определяется по результатам его приемки по количеству и качеству покупателем, определить сумму таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены, не представляется возможным. В таких случаях возможен возврат излишне уплаченных сумм таможенных платежей.
    
    На основании изложенного, в случаях, предусмотренных пунктом 2.3 Правил, расчет таможенных платежей производится на основании таможенной стоимости, заявленной декларантом и определенной согласно предусмотренному условиями внешнеторгового договора (контракта) количеству и порядку расчета цены товаров. Уточнение таможенной стоимости, а также перерасчет таможенных платежей осуществляется после выпуска товара. Расчет обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, которые могут быть дополнительно начислены, не производится.
    
    3. В соответствии с пунктом 6 статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации дополнительное обеспечение уплаты вывозных таможенных пошлин, налогов не предоставляется в случае экспорта биржевых товаров, цена реализации которых на момент таможенного оформления неизвестна. В связи с этим даже при тенденции роста цен на соответствующей товарной бирже обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, которые могут быть дополнительно начислены в отношении биржевых товаров, также не производится до установления их окончательной цены.
    
    4. Одновременно обращаем внимание, что в части, касающейся таможенного оформления и корректировки таможенной стоимости вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров, цены на которые в соответствии с условиями внешнеторговых контрактов формируются на основе биржевых котировок, действует письмо ГТК России от 28.06.99 N 01-15/17849 "О приказе ГТК России от 27.08.97 N 522" в части, не противоречащей действующим нормативным правовым актам, а также с учетом подходов, изложенных выше.
    
    

Заместитель председателя
Государственного
таможенного комитета РФ -
генерал-полковник
таможенной службы
В.В.Шпагин

    
    

Текст документа сверен по:

Официальные документы.
Еженедельное приложение к газете
"Учет, налоги, право",
N 22, 09.06.2004