Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/901900487.htm


Понятие государственных нужд

    

 Вопрос:


    Можно ли рассматривать любые потребности государственного учреждения в качестве государственных нужд?
    
    

 Ответ:


    В теории права по объему толкования норм принято различать буквальное (когда смысл норм точно соответствует тексту закона), ограничительное (когда истинный смысл нормы уже, чем ее буквальный текст) и расширительное (когда истинный смысл нормы шире, чем ее буквальный текст) толкование. Кроме того, по способу толкования выделяют систематическое толкование, используемое в том случае, когда смысл нормы права уясняется путем ее соотношения со смежными нормами. Учитывая сказанное, обратим внимание на следующие положения законодательства РФ.
    
    Согласно пункту 1 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ государственный или муниципальный контракт - это договор, заключенный органом государственной власти или органом местного самоуправления, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, предусмотренных в расходах соответствующего бюджета. Таким образом, из определения государственного (муниципального) контракта следует, что таковым может считаться только такой договор, который заключается в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. В этом специфика государственного (муниципального) контракта.
    
    Определение понятия государственных нужд содержится в целом ряде нормативных актов РФ. В соответствии с пунктом 1 статьи 525 Гражданского кодекса РФ (параграф 4 главы 30 "Поставка товаров для государственных нужд") государственными нуждами признаются определяемые в установленном законом порядке потребности РФ и субъектов РФ, обеспечиваемые за счет средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования. Аналогичным образом определены государственные нужды и в пункте 1 статьи 763 Гражданского кодекса РФ (параграф 5 главы 37 "Подрядные работы для государственных нужд"). Согласно статье 2 Федерального закона "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" государственные нужды - это потребности Российской Федерации в товарах (работах, услугах), обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования.
    
    Нетрудно заметить, что, определяя понятие "государственные нужды", законодатель оперирует термином потребности государства.
    

    Представляется, что для отнесения любых потребностей государственного учреждения к потребностям государства нет достаточных оснований. Во-первых, в соответствии с Гражданским кодексом РФ учреждения, в том числе и государственные, являются самостоятельными юридическими лицами, действующими в гражданском обороте от собственного имени и выполняющими самостоятельные (хотя и возложенные на них собственником) функции некоммерческого характера. Для осуществления таких функций учреждение объективно может и должно испытывать определенные потребности, без удовлетворения которых оно не может существовать и которые если и могут рассматриваться в качестве потребностей самого собственника, то лишь косвенно, имея в виду тот факт, что учреждение в силу статьи 120 Гражданского кодекса РФ полностью или частично финансируется собственником (применительно к государственным учреждениям - это государство).
    
    Во-вторых, Бюджетный кодекс РФ содержит отдельную статью, регулирующую расходы бюджетных учреждений - статья 70. Следует отметить, что приведенный в указанной статье перечень расходов государственных учреждений является исчерпывающим. Более того, в статье содержится прямой запрет на осуществление расходования средств бюджетного учреждения на иные цели. Но более важно отметить, что в соответствии со статьей 70 Бюджетного кодекса РФ средства бюджетных учреждений могут расходоваться как на оплату товаров, работ, услуг по заключенным государственным контрактам, так и на оплату товаров, работ, услуг по иным договорам бюджетного учреждения в соответствии с утвержденной сметой. Если вспомнить, что, как указано выше, государственные контракты заключаются исключительно в целях обеспечения государственных нужд, то уже сам факт наличия в составе расходов бюджетных учреждений расходов по договорам, не являющимся государственными контрактами, свидетельствует о том, что законодатель не рассматривает любые нужды бюджетного учреждения в качестве государственных нужд.
    

    

Ильюшихин И.Н.,
генеральный директор
ЗАО "Юридический центр
"Северо-Западный регион"
тел. 324-66-75, тел./факс 176-78-64

21 июня 2004 года N Ю5690