Платеж за право пользования недрами относится к числу фискальных сборов
Вопрос:
В ходе проведения налоговой проверки, охватывающей 2000-2001 годы, была установлена неуплата платежей за пользование недрами. Относится ли платеж за право пользования недрами к фискальным сборам?
Ответ:
В соответствии с частью 1 статьи 41 Федерального закона "О недрах" (в редакции, действовавшей в течение проверяемого периода): "С пользователей недр взимаются платежи за поиски, разведку месторождений полезных ископаемых, их добычу и пользование недрами в иных целях". Таким образом, как платежи за попутную добычу алмазов, так и платежи за поиск и разведку месторождений полезных ископаемых относятся к числу такой разновидности платежей за природопользование, как платежи за пользование недрами.
Система платежей за пользование недрами определена в статье 39 указанного Закона. Анализ такой разновидности указанных платежей, как платеж за право пользования недрами, позволяет утверждать, что он относится к числу фискальных сборов.
Во-первых, подпунктом "и" пункта 1 статьи 19 Закона "Об основах налоговой системы в РФ" к числу федеральных налогов и сборов отнесены платежи за пользование природными ресурсами. Следовательно, если объектом платежей действующим законодательством названы виды специального природопользования, то такой платеж при отсутствии специальных указаний в законодательстве признается фискальным (налоговым) сбором (пункт 2 статьи 8 НК РФ).
Вывод об отнесении платежей за природопользование к числу сборов сделан Конституционным Судом РФ в определении от 08.02.2001 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Слободенюка Владимира Борисовича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 35 Федерального закона "О животном мире", а также в определении от 10 декабря 2002 года N 284-О "По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации". Во-вторых, платежи за пользование природными ресурсами не могут быть отнесены к категории налоговых платежей (за исключением земельного налога), поскольку они не обладают рядом признаков, характерных для налогов.
В частности, Конституционный Суд РФ указал, что платежам за природопользование присущи признак индивидуальной возмездности (их уплата является одним из условий предоставления права на использование природных ресурсов) и компенсационный характер (их уплата компенсирует государству потери, связанные с предоставлением в пользование природных ресурсов). Между тем указанных признаков налоговые платежи лишены (пункт 1 статьи 8 НК РФ; постановление Конституционного Суда РФ от 11 ноября 1997 года N 16-П "По делу о проверке конституционности статьи 11(1) Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года "О Государственной границе Российской Федерации" в редакции от 19 июля 1997 года").
Отметим, что и в тексте постановления суда апелляционной инстанции указано, что речь идет о взимании с заявителя платежей за право попутной добычи алмазов и право на поисково-оценочные и разведочные работы. А именно платеж за предоставление органами государственной власти субъективного права прямо назван в пункте 2 статьи 8 НК РФ как разновидность именно сбора (включая предоставление определенных прав). В-третьих, следует обратить внимание на положение части 7 статьи 41 Закона РФ от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах": "Окончательные размеры этих платежей устанавливаются при представлении лицензии на пользование недрами".
Ильюшихин И.Н.,
генеральный директор
ЗАО "Юридический центр
"Северо-Западный регион"
тел. 324-66-75, тел./факс 176-78-64
21 июня 2004 года N Ю5696