Условия действительности подзаконных
нормативных правовых актов
Вопрос:
Разъясните понятие действительности нормативных правовых актов.
Ответ:
В Российской Федерации подзаконными нормативными правовыми актами, действующими на всей территории государства, являются нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, а также федеральных министерств и ведомств, которые издаются в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.
Ст.15 Конституции РФ установлено, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения.
До официального опубликования все подзаконные нормативные правовые акты должны пройти обязательную государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ. В ходе регистрации в Министерстве юстиции осуществляется проверка проектов нормативных правовых актов на предмет соответствия нормативным правовым актам, обладающим большей юридической силой.
В части требования об обязательном опубликовании подзаконных нормативных правовых актов, исключение сделано для актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Порядок регистрации в Министерстве юстиции и последующего опубликования подзаконных нормативных правовых актов, подробно регламентирован Указом Президента РФ N 763 от 23.05.96 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" (далее - Указ), "Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.97 N 1009 (далее - Правила).
Издание нормативных правовых актов в форме, не предусмотренной Правилами, не допускается. В пункте 2 Правил напрямую указано, что издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.
Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты. Так, правовой акт, изданный управлением федерального министерства в субъекте Федерации, не может считаться законным в силу одного того, что данный орган не вправе издавать правовые акты.
В соответствии с действующим Гражданским процессуальным кодексом РФ оспаривание правовых актов, не прошедших регистрацию в Минюсте либо не опубликованных официально (за исключением актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера), осуществляется по правилам, установленным главами 23, 25 указанного Кодекса, в районном (городском) суде, в то время как нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, соответствующие указанным требованиям, оспариваются в Верховном Суде РФ в качестве суда первой инстанции (гл.23, 24 ГПК РФ). Как правило, правовые акты, не прошедшие регистрацию в Минюсте РФ и не опубликованные официально, признаются судом недействующими с момента их издания. Их отмена до вынесения судом решения не является основанием для прекращения производства по делу, в то время как отмена оспариваемого нормативного правового акта (его отдельного положения), прошедшего регистрацию в Минюсте РФ, в практике Верховного Суда РФ расценивается как основание для прекращения производства по делу.
Решением Замоскворецкого районного суда города Москвы (председательствующий - судья Мусимович М.В.) от 16.03.2004 в судебном заседании с участием автора этих строк было удовлетворено в полном объеме заявление И.Ш.Н. о признании недействующими и не порождающими правовых последствий с момента издания указания МВД РФ N 13/13-ТИ от 4 января 2002 года и указания МВД РФ N 1/1256 от 04.03.2002. Основанием для удовлетворения заявленных требований послужило в том числе то, что оспариваемые указания не прошли регистрацию в Минюсте и не были официально опубликованы. Довод представителя МВД РФ о том, то на момент рассмотрения указанного дела оспариваемые указания отменены и не действуют, также не послужил основанием для прекращения производства по делу. Кстати, представитель Минюста в судебном заседании в полном объеме поддержал заявленные требования.
Маргвели Баграт Георгиевич,
Санкт-Петербургская Адвокатская
Коллегия Нарышкиных
СПб., Вознесенский пр., д.41
тел.: (812) 314-85-27
[email protected]
http://www.naryishkin.spb.ru
тел. 973-08-48
22 июня 2004 года N Ю5703