Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/901900561.htm


Розничная торговля: минусы и плюсы
системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход

    
      

 Вопрос:


    Наша организация занимается производством мебели и продажей ее через торговые залы, арендуемые в нескольких торговых центрах города. Торговые залы небольшие, и наша торговая деятельность подпадает под налогообложение в виде единого налога на вмененный доход. Мы посчитали налог, который нам следует платить.С умма вышла довольно большая. Существует ли способ ее снизить?

    

 Ответ:


    С 1 января 2004 года вступила в силу новая редакция Налогового кодекса Российской Федерации. С вступлением в силу данной редакции предприятия розничной торговли, имеющие площадь торговых залов по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, должны были перейти к новой системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
    
    Данная система налогообложения фактически основывается на том предположении, что предприятия розничной торговли, имеющие площади торговых залов не более 150 квадратных метров, и некоторые иные предприятия, оказывающие услуги населению, получают ежемесячный доход (вмененный доход), определенный базовой доходностью в соответствии с положениями ст.346_29 Налогового кодекса РФ и применяемыми коэффициентами, зависящими от места расположения предприятия, особенностей ведения деятельности и индекса потребительских цен.
    
    Общий вмененный доход организации определяется базовой доходностью, умноженной на физические показатели предприятия, которые определяются в зависимости от вида предпринимательской деятельности. Например, для предприятий розничной торговли, имеющих торговые залы, вмененный доход определяется исходя из площади этих залов, базовая доходность 1 кв метра без учетов коэффициентов составляет 1200 рублей.
    
    Ставка единого налога устанавливается в размере 15 процентов величины вмененного дохода, при этом уплата данного налога заменяет уплату налога на прибыль организации, налога с продаж, налога на имущество и единого социального налога в рамках осуществления предприятиями налогооблагаемого вида деятельности.
     
    Это означает, что государство в лице налоговых органов предполагает наличие у предприятия розничной торговли определенного дохода, с которого взимает 15 процентный налог независимо от реально полученного организацией дохода. То есть два торговых предприятия, имеющие примерно одинаковое местонахождение, ассортимент товаров и площади торговых залов, должны уплачивать одинаковые налоги, независимо от того, что первое предприятие имеет торговый оборот в несколько раз превышающий торговый оборот второго предприятия.
    
    Таким образом, при применении указанной системы налогообложения в выигрыше остаются высокорентабельные предприятия, имеющие больший оборот на единицу физического показателя базовой доходности. Предприятия же, имеющие небольшие торговые обороты, при применении данной системы налогообложения явно остаются в проигрыше.
    

    Наибольший же выигрыш получают предприятия розничной торговли, осуществляющие всю торговую деятельность через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов и получающих всю выручку с одного торгового места. Ежемесячная базовая доходность торгового места при этом определена Налоговым кодексом РФ в сумме 6000 рублей, ставка налога при этом составляет 900 рублей. Такие предприятия могут официально проводить любые по величине суммы через один кассовый аппарат. При этом эти предприятия за отчетный период - квартал уплачивают в виде налога на вмененный доход 2700 рублей вместо ранее (при применении обычной системы налогообложения) уплачиваемых налогов: налога на прибыль организации, налога с продаж, налога на имущество и единого социального налога, составлявших суммы более, чем на порядок превышающие указанную сумму налога на вмененный доход. Разумеется, в этом случае возникает проблема оптимизации налогообложения полученной официальной прибыли таких предприятий. Но и данная проблема решаема в зависимости от целей расходования этой прибыли.
    
    В вашем случае, с нашей точки зрения, необходимо организовать холдинг из двух предприятий: основное предприятие в одном из торговых залов будет осуществлять всю розничную торговлю, уплачивая единый налог на вмененный доход, величина которого, как указано выше, не зависит от торгового оборота. Остальные же арендуемые помещения в торговых центрах города необходимо использовать вспомогательному предприятию только для организации выставочной и рекламной деятельности основной организации, не осуществляя в них розничной торговли.
    
    Еще лучший результат может получиться при организации в офисе основного предприятия одного торгового места, с которого и осуществлять розничную торговлю товарами со склада предприятия, а все арендуемые помещения в торговых центрах города использовать как демонстрационные залы.

    В случае, если ваше предприятие является субъектом малого предпринимательства и использует обычную или упрощенную систему налогообложения, вы в соответствии со вторым абзацем части первой ст.9 Закона РФ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14.06.95 N 88-ФЗ (согласно которому в случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации), Вы вправе использовать ту систему налогообложения, которой вы пользуетесь.
    
    Несмотря на то, что Налоговый кодекс РФ предусматривает обязательное применение единого налога на вмененный доход ко всем субъектам предпринимательской деятельности, подпадающей под такую систему налогообложения, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ положение Федерального закона от 31.07.98 N 148-ФЗ о недопустимости применения в дальнейшем абзаца второго части первой статьи 9 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" не может иметь обратной силы и не применяется к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального опубликования нового регулирования, включая соответствующий нормативный акт законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации о введении на его территории единого налога (определения Конституционного Суда РФ от 01.07.99 N 111-О, от 05.06.2003 N 277-О, постановление Конституционного Суда РФ от 19.06.2003 N 11-П).
    
    

                                                                                            Адвокат Панов Вадим,
Санкт-Петербургская Адвокатская
Коллегия Нарышкиных
СПб., Вознесенский пр., д.41
тел.: (812) 314-85-27
[email protected]
http://www.naryishkin.spb.ru

22 июня 2004 года N Ю5709