Затраты банка на аудит бухгалтерской отчетности
Вопрос:
Вправе ли банк относить на расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, расходы, связанные с проведением аудита бухгалтерской отчетности, составленной исходя из требований международных стандартов финансовой отчетности в 2001-2003 годах?
Принимаются ли расходы банка по оплате услуг иностранным рейтинговым агентствам для целей налогообложения?
Ответ:
Согласно Официальному сообщению Центрального банка Российской Федерации от 2 июня 2003 года "О переходе банковского сектора Российской Федерации на международные стандарты финансовой отчетности" с 1 января 2004 года предусматривается переход всех кредитных организаций на подготовку финансовой отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.
Проведение банками обязательных ежегодных аудиторских проверок установлено статьей 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.
При определении налоговой базы по налогу на прибыль расходы банка на оплату обязательных ежегодных аудиторских услуг, связанных с проверкой достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, согласно подпункту 17 пункта 1 статьи 264 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом следует иметь в виду, что к вышеназванным расходам на аудиторские услуги не относятся расходы банка, связанные с проведением аудиторских проверок бухгалтерской отчетности, составленной исходя из требований международных стандартов финансовой отчетности.
В части правомерности отнесения на затраты банка расходов, связанных с проведением аудита бухгалтерской отчетности, составленной исходя из требований международных стандартов финансовой отчетности, необходимо отметить следующее.
В соответствии с положениями статьи 252 Налогового кодекса для целей налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов.
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно пункту 5 Методических рекомендаций по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 20.12.2002 N БГ-3-02/729, под экономически оправданными расходами следует понимать затраты, обусловленные целями получения доходов, удовлетворяющие принципу рациональности и обусловленные обычаями делового оборота.
Таким образом, затраты банка на аудит бухгалтерской отчетности, составленной исходя из требований международных стандартов финансовой отчетности, для представления иностранным акционерам, иностранным инвесторам и кредитным организациям будут являться обоснованными и признаваться при определении налогооблагаемой прибыли банка, если необходимость проведения аудиторской проверки непосредственно вытекает из учредительных документов банка и связана с его основной деятельностью, а также при условии, что такая проверка осуществляется в рамках договора на оказание аудиторских услуг.
По мнению Департамента налоговой политики, затраты на оплату аудиторских услуг, связанных с аудитом бухгалтерской отчетности, исходя из требований международных стандартов финансовой отчетности банки могут учитывать как другие расходы, связанные с производством и реализацией, в составе прочих расходов согласно подпункту 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса.
2. Услуги по финансовому мониторингу для участия в рейтингах надежности банков - это, как правило, услуги смешанного характера, включающие, в первую очередь, маркетинговые услуги, а также рекламные услуги и частично информационные услуги.
Расходы банка по оплате услуг иностранным рейтинговым агентствам непосредственно не связаны с основной функцией банка, которая в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ "О банках и банковской деятельности" определена как исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Статьей 5 указанного Федерального закона предусмотрен перечень банковских операций и других сделок, осуществляемых кредитными организациями.
На основании законодательно установленного перечня банковских операций и других банковских сделок положениями главы 25 Налогового кодекса предусмотрен состав расходов, учитываемых при расчете налоговой базы для уплаты налога на прибыль.
Исходя из изложенного, оказание информационных услуг по финансовому мониторингу для участия в рейтингах надежности банков непосредственно к банковским операциям или другим сделкам, совершаемых банками, не относится.
Таким образом, по мнению Департамента налоговой политики, расходы банка, оказываемые им международными рейтинговыми агентствами, не могут быть отнесены к расходам, учитываемым для целей налогообложения.
Р.Н.Митрохина,
Министерство финансов Российской Федерации
22 июля 2004 года N МВ2000