Понятие деловой репутации организации в бухгалтерском учете
Вопрос:
Наша организация приобрела завод вместе с землей, подсобными хозяйствами, Домом культуры - в общем, как имущественный комплекс. Что следует понимать под деловой репутацией такой покупки в целях бухгалтерского учета?
С.Просолова, г.Воркута
Ответ:
Под деловой репутацией организации в бухгалтерском учете принято понимать разницу между покупной ценой предприятия, приобретенного как имущественный комплекс в целом, и стоимостью всех его активов и обязательств согласно бухгалтерскому балансу на дату совершения сделки.
Если предприятие приобретается на аукционе или по конкурсу (в частности, объекты приватизации), то деловая репутация в этом случае определяется как разница между покупной ценой, уплачиваемой покупателем, и оценочной (начальной) стоимостью.
Согласно п.2 ст.132 Гражданского кодекса РФ в состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности: земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права требования, долги.
Кроме того, это могут быть права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги, например фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором.
Если покупатель (как правило, в ожидании будущих экономических выгод) уплачивает сумму, превышающую стоимость всех активов и обязательств предприятия согласно бухгалтерскому балансу, то эта так называемая надбавка называется положительной деловой репутацией организации.
Если наоборот (обычно в связи с отсутствием таких факторов, как наличие стабильных покупателей, репутация, качество, навыки маркетинга и сбыта, деловые связи, опыт управления, уровень квалификации персонала и т. п.), то такую "скидку" принято называть отрицательной деловой репутацией организации.
Если на дату совершения сделки покупная цена предприятия равна стоимости всех его активов и обязательств согласно бухгалтерскому балансу, то в целях бухгалтерского учета деловая репутация не возникает.
Г.Кузьмин,
ведущий эксперт "БП"
"Экономика и жизнь",
N 38, 2004 год
20 сентября 2004 года N Э4773