Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/901911338.htm


 Вопрос:

    
    В связи с возникновением ряда вопросов пo отражению резерва по сомнительным долгам в налоговом и бухгалтерском учетах просим дать разъяснения.
    
    Согласно п.5 ст.266 НК РФ сумма резерва по сомнительным долгам, не полностью использованная налогоплательщиком в отчетном периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, может быть перенесена им на следующий отчетный (налоговый) период.
    
    В целях бухгалтерского учета, если до конца года резерв сомнительных долгов в какой-либо части не использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам.
    
    Рассмотрим на цифрах создание и списание резерва сомнительных долгов:
    
    Д-т сч.91-2 К-т сч.63 - 19905 тыс.руб. - создан резерв сомнительных долгов;
    
    Д-т сч.63 К-т сч.62 - 5106 тыс.руб. - списана дебиторская задолженность по решению учредителей;
    
    Д-т сч.007 - 5106 тыс.руб. - списанная дебиторская задолженность учтена за балансом;
    
    Д-т сч.63 К-т сч.91-1 - 14799 тыс.руб. - в конце 2003 года неизрасходованные суммы резерва присоединены к финансовому результату.
    
    Таким образом, прибыль организации по году составила 14799 тыс.руб.
    
    Правильно ли организацией указан механизм создания и списания резерва по сомнительным долгам?
    
    
    

Министерство финансов Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ

ПИСЬМО

от 12 июля 2004 года N 03-03-05/3/55


[Отражение резерва по сомнительным долгам в налоговом и бухгалтерском учетах]

    
    
    Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики совместно с Департаментом регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности и бухучета рассмотрел письмо и сообщает следующее.
    
    На основании п.70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н, организация на основе результатов проведенной инвентаризации дебиторской задолженности может создать резервы сомнительных долгов по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации.  Решение о создании резервов сомнительных долгов закрепляется организацией в учетной политике. Принятая организацией учетная политика исходя из п.6 разд.II Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденного приказом Минфина России от 09.12.98 N 60н, применяется организацией последовательно от одного отчетного года к другому.
    
    На основании вышеизложенного следует, что организация в конце года после присоединения неизрасходованных сумм резерва сомнительных долгов к финансовому результату и проведения инвентаризации дебиторской задолженности вновь создает резерв сомнительных долгов.
    
    Следовательно, неизрасходованная сумма резерва сомнительных долгов не приводит к образованию прибыли в организации за отчетный год.
    
    В случае если налогоплательщиком принято решение не создавать резерв по сомнительным долгам с начала нового налогового периода, в учетную политику должны быть внесены соответствующие изменения, а вся сумма резерва, не использованная в налоговом (отчетном) периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, полностью подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в соответствии с п.7 ст.250 Налогового кодекса РФ.
    
    Одновременно сообщаем, что механизм создания и списания резерва сомнительных долгов указан в письме правильно.
    
    

Заместитель директора
Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики
А.И.Иванеев

    
    

Текст документа сверен по:
"Все для бухгалтера",
N 20(140), октябрь, 2004 год