Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/21/901912631.htm


Отказ применять упрощенную систему налогообложения с 1 января 2003 года противоречит положениям закона о праве выбора налогоплательщиком режима налогообложения



 Вопрос:                 


    ЗАО, созданное в декабре 2002 года, обратилось в ИМНС РФ о переходе на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003. Инспекция сообщила, что организации, вновь созданные в период с 01.12.2002 по 31.12.2002, могут быть переведены на упрощенную систему налогообложения лишь с 2004 года. Со ссылкой на изложенное общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий инспекции в части создания препятствий в осуществлении заявителем права на применение упрощенной системы налогообложения с 01.01.2003.
    
    Обоснован ли отказ налоговой инспекции в применении упрощенной системы налогообложения с 01.01.2003?
        

                             

 Ответ:                    

 
    Согласно статье 346_11 Налогового кодекса упрощенная система налогообложения применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26_2 Кодекса.
    
    Этой же статьей НК РФ установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление.
    
    Вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на такую систему одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году (пункт 2 статьи 346_13 Кодекса).
    
    Следовательно, законодатель предусмотрел специальные правила перехода на упрощенный режим налогообложения для вновь создаваемых организаций, изъявивших желание использовать названный налоговый режим с момента начала своей деятельности.
    
    Согласно статье 8 Федерального закона от 24.07.2002 N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" специальные налоговые режимы, к числу которых относится упрощенная система налогообложения, вводились в действие с 1 января 2003 года.
    
    Что касается положений главы 26_2 Кодекса, регулирующих порядок перехода на упрощенный режим налогообложения, то они подлежали применению с момента вступления в силу указанного выше Закона N 104-ФЗ.
    
    Созданные в декабре 2002 года организации не могли заявить о намерении использовать упрощенную систему налогообложения в общем порядке, то есть в срок, предусмотренный пунктом 1 статьи 346_13 Кодекса. Вместе с тем они были лишены права применять упрощенную систему налогообложения до 01.01.2003.
    
    Таким образом, отказ применять упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003 противоречит положениям закона о праве выбора налогоплательщиком режима налогообложения.
                   

1 июня 2004 года N СП1257



См. решение по аналогичному делу -
постановление Президиума
Высшего Арбитражного Суда России
от 1 июня 2004 года N 14894/03