Услуги по предоставлению технических средств для размещения
рекламной информации для целей применения налога на
добавленную стоимость следует относить к
категории рекламных услуг
Вопрос:
Относятся ли услуги по предоставлению технических средств (в том числе щитов, стендов, световых табло и т.п.) для размещения рекламной информации к категории рекламных услуг для целей применения налога на добавленную стоимость? Если да, то облагаются ли налогом на добавленную стоимость указанные услуги на территории Российской Федерации при их приобретении российской организацией у иностранной компании?
Ответ:
На основании статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 18 июля 1995 года N 108-ФЗ "О рекламе" рекламой является распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям, начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний. Участниками отношений, возникающих в процессе производства, размещения и распространения рекламы, являются рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель. При этом рекламораспространителем является юридическое или физическое лицо, осуществляющее размещение и (или) распространение рекламной информации путем предоставления и (или) использования имущества, в том числе технических средств радиовещания, телевизионного вещания, а также каналов связи, эфирного времени и иными способами.
На основании статьи 14 указанного Закона особенностью наружной рекламы является то, что она может осуществляться в виде плакатов, стендов, световых табло, иных технических средств стабильного территориального размещения.
Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 6 февраля 2001 года N 11 "Об утверждении Инструкции по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения за экспортом (импортом) услуг по внешнеэкономической деятельности" к основным видам международных услуг отнесены услуги в области рекламы, в состав которых включены услуги по продаже и аренде места или времени для рекламы; услуги по планированию, созданию и размещению рекламы, а также прочие услуги в области рекламы.
Учитывая изложенное, услуги по предоставлению технических средств (в том числе щитов, стендов, световых табло и т.п.) для размещения рекламной информации для целей применения налога на добавленную стоимость следует относить к категории рекламных услуг.
Обложение налогом на добавленную стоимость услуг, приобретаемых российскими налогоплательщиками у иностранных лиц, регламентируется нормами главы 21 Налогового кодекса.
Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен положениями статьи 148 Налогового кодекса, согласно которым местом реализации рекламных услуг (включая услуги по предоставлению технических средств для размещения рекламной информации) является место деятельности организации, приобретающей такие услуги.
В связи с тем, что организация, приобретающая услуги по предоставлению технических средств для размещения рекламной информации, осуществляет деятельность на территории Российской Федерации, то местом реализации таких услуг признается территория Российской Федерации.
Таким образом, указанные услуги, приобретаемые российской организацией у иностранной компании, являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации. При этом на основании статьи 161 Налогового кодекса российская организация выступает налоговым агентом и, соответственно, обязана исчислить и уплачивать в бюджет налог на добавленную стоимость по данной операции.
О.И.Шапошникова,
Министерство финансов Российской Федерации
10 ноября 2004 года N МВ2447