Услуги рекламораспространителя (иностранной организации), то есть
услуги по обеспечению размещения рекламной информации на
средствах наружной рекламы, для целей применения НДС
следует относить к категории рекламных услуг
Вопрос:
Российская организация приобретает у иностранной организации, не имеющей на территории Российской Федерации постоянного представительства, услуги по обеспечению размещения рекламной информации на средствах наружной рекламы. Являются ли указанные услуги объектом обложения налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации? Если да, то подлежат ли возврату суммы налога, уплаченные в бюджет нашей организацией в качестве налогового агента?
Ответ:
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Статьей 2 Федерального закона от 18 июля 1995 года N 108-ФЗ "О рекламе" предусмотрено, что участниками отношений, возникающих в процессе производства, размещения и распространения рекламы, являются рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель. При этом рекламораспространителем является юридическое или физическое лицо, осуществляющее размещение и (или) распространение рекламной информации путем предоставления и (или) использования имущества, в том числе технических средств радиовещания, телевизионного вещания, а также каналов связи, эфирного времени и иными способами.
На основании статьи 14 указанного Закона особенностью наружной рекламы является то, что она распространяется в городских, сельских поселениях и на других территориях и может осуществляться в виде плакатов, стендов, световых табло, иных технических средств стабильного территориального размещения.
Учитывая изложенное, услуги рекламораспространителя (иностранной организации), то есть услуги по обеспечению размещения рекламной информации на средствах наружной рекламы, для целей применения налога на добавленную стоимость следует относить к категории рекламных услуг.
Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен нормами статьи 148 Налогового кодекса, согласно которым местом реализации рекламных услуг (включая услуги по обеспечению размещения рекламной информации на средствах наружной рекламы) является место деятельности организации, приобретающей такие услуги.
В связи с тем, что организация, приобретающая услуги по обеспечению размещения рекламной информации на средствах наружной рекламы, осуществляет деятельность на территории Российской Федерации, то местом реализации таких услуг признается территория Российской Федерации.
Таким образом, услуги по обеспечению размещения рекламной информации на средствах наружной рекламы, приобретаемые российской организацией у иностранной организации, являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации.
На основании статьи 161 Налогового кодекса российские организации, приобретающие у иностранных лиц, услуги, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, являются налоговыми агентами и, соответственно, обязаны исчислять и уплачивать в бюджет налог на добавленную стоимость.
Что касается возможности принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных российской организацией в качестве налогового агента в российский бюджет за счет средств иностранной организации, то в соответствии с пунктом 3 статьи 171 Налогового кодекса право на указанные налоговые вычеты имеют покупатели - налоговые агенты, состоящие на учете в налоговых органах Российской Федерации и исполняющие обязанности налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость.
Данное положение Налогового кодекса применяется при условии, что услуги были приобретены российской организацией, для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость, и при их приобретении указанной организацией был удержан и уплачен налог из дохода иностранной организации.
О.И.Шапошникова,
Министерство финансов Российской Федерации
10 ноября 2004 года N МВ2448